Редакция Casino.ru продолжает знакомить читателей с профессионалами азартной индустрии. Сегодня мы побеседовали с представителем провайдера Playson. Николай Иллюстров, гейм-продюсер компании, рассказал о том, как создаются игровые автоматы, об изменении рынка в связи с пандемией COVID-19 и поделился своим мнением, что ждет индустрию iGaming в ближайшие годы.
— Здравствуйте, расскажите, что входит в зону вашей ответственности? Каковы обязанности? Как обычно проходит рабочий день?
— Я отвечаю за то, чтобы финальные продукты, которые выпускает Playson, были интересны для игрока, вовлекали и развлекали его. Это напрямую влияет на коммерческий успех.
Для того, чтобы делать такие высококлассные продукты, нужно постоянно мониторить рынок, играть в слоты конкурентов, понимать, что станет трендом в гемблинге в обозримом будущем.
Звучит как шаманство какое-то, но на самом деле существует много различных аналитических программ, которые предоставляют статистические сведения. Уже на основе данных мы делаем прогнозы.
— Какие гаджеты используете на работе? Как удается спланировать день?
— Так как продукты Playson мультиканальные, то нужно использовать весь парк тестовых устройств, который есть — от ноутбука до смарт-часов.

На данный момент мой рабочий день на 70% состоит из различных встреч — обсуждений, пересмотров концепций, брейнштормов. Остальное время занимают исследование рынка, аналитика и контроль выполненных задач.
— Как повлияла пандемия коронавируса на работу всей компании и вашего подразделения в частности?
— Мы очень быстро адаптировались к удаленному формату. Тем более ранее уже была такая практика на протяжении одного-двух дней в неделю. Более того, мы даже увеличили продуктивность всех отделов, работая удаленно.
— Давайте поговорим о Playson. С чего началась история компании?
— Компания существует еще с 2012 года, но первый запоминающийся выход на рынок был в 2014-м, когда Playson участвовал на выставке ICE London. Мы представляли слот Alice in Wonderslots — топовый продукт на тот момент. Правда, сейчас эта игра уже отключена.

— Сколько сейчас сотрудников работает в коллективе и на каких позициях?
— В компании уже более 100 специалистов различного направления.
— Как проходит процедура найма? Где ищете потенциальных кандидатов? На рынке достаточно опытных специалистов?
— У нас достаточно стандартная процедура найма:
- HR-менеджер проводит телефонное интервью с кандидатом.
- Затем он приглашает наиболее подходящих соискателей на интервью в офис, ну или во время карантина на общий видеозвонок со специалистами.
- Для некоторых позиций нужно выполнить тестовое задание.
- По их результатам и интервью специалисты конкретного отдела оценивают кандидатов.
- HR-менеджер отправляет предложение лучшему соискателю.
Затем новый сотрудник должен пройти оплачиваемый испытательный срок. Он длится около трех месяцев. Руководитель отдела решает — проходит ли работник его или нет.
За поиски отвечает HR-отдел. Насколько мне известно, они используют различные площадки для нахождения кандидатов, социальные сети, а также реферальную систему.

Специалисты в гемблинге зачастую, так сказать, «кочуют» из компании в компанию. Но в последнее время все больше кандидатов приходят из других сфер IT. Возможно, это связано с легализацией гемблинга в Украине и изменением отношения к этой области.
— Вы предлагаете своим сотрудникам самим выбирать, когда приходить в офис. Как на деле работает такая инициатива? Как оцениваете результаты?
— В Playson нет жесткого графика работы с 9 до 18, сотрудники вольны выбирать удобный для себя распорядок дня. Для нас главное — итог и умение работать головой, а не 12 часов в сутки. И то, как компания выросла за последние 5 лет, говорит о том, что результаты только позитивные.
— Какие еще прелести работы в Playson? Что лично вы находите наиболее привлекательным? Почему вы с Playson каждый день?
— Забота о каждом человеке, работающим в Playson, — это одна из ценностей компании. Поэтому плюшек у нас предостаточно — от бесплатного кофе и фруктов на кухне до помощи членам семьи сотрудника в различных ситуациях.
Для меня нет какой-то конкретной вещи, которая привлекает, я бы сказал, что это комплексное ощущение от работы в нашей компании. Мне нравится мое состояние. Я бы сказал, что нашел свой дзен тут.
— Каждый любитель азартных развлечений хотя бы раз в жизни играл в слоты от Playson. Любой автомат вашей разработки — это всегда хит. Какая игра от Playson самая успешная, по вашему мнению?
— На данный момент Buffalo Power: Hold and Win — наиболее удачный продукт Playson.

— Назовите три компании-разработчика, которых вы считаете своими конкурентами. Ассортимент настольных игр у вас не настолько велик. Почему так, и планируется ли расширение портфолио?
— Нельзя назвать только три компании-конкурента, так как на самом деле организаций более 150. Не стоит недооценивать каждого из них, потому что любой разработчик приносит что-то новое и интересное на рынок.
Сейчас мы сфокусированы на изготовлении онлайн-слотов, а также промоинструментов для операторов. По этой причине работа над расширением портфолио настольных игр происходит в фоновом режиме.
— Расскажите о процессе создания одного автомата. Сколько месяцев необходимо, и из каких этапов состоит? Много человек задействовано?
— Каждая игра индивидуальна и может занимать от месяца до года в разработке от концепта до релиза. Этапов очень много. Создание математической модели, концепция визуальной составляющей, озвучка, программная разработка, тестирование и собственно вывод продукта на сайт оператора — и это только ключевые моменты. Выпуск каждой игры — труд всей команды Playson.
— Как проходит выбор и утверждение тем для следующих игр?
— Аналитика и рынок нам указывают, как поступать. Мы делаем свой выбор на основе данных.
— Есть какие-то суеверия или ритуалы перед релизом?
— Нет.
— Бывало так, что работу над каким-то видеослотом прекратили в середине процесса? У вас были такие игры, которые не дошли до релиза?
— Да. Такие были.
— Случалось ли, что релиз откладывали из-за обнаружения какой-то серьезной ошибки?
— Нет, такого не было.
— Какое наказание ждет провинившихся?
— Никакого, ведь это не продуктивно. Чаще всего мы просто проводим ретроспективу.
— Случались смешные случаи в работе? Поделитесь интересной историей.
— Да, очень много и достаточно часто. Но все шутки хороши в контексте. Думаю, придется опубликовать отдельный лонгрид, если я начну рассказывать историю с начала в этом интервью.
— Вы азартный человек? Сами играете? Во что?
— Да, азартный, и да, играю. Чаще всего в слоты конкурентов, так сказать, совмещаю полезное с приятным и прибыльным.

— Как охарактеризуете рынок онлайн-гемблинга в 2020 году?
— Растущим. Закрытие различных мероприятий имело негативный эффект на сферу развлечений, но позитивный на всю виртуальную разработку, как спортивных игр, так и слотов.
— Как повлияет на работу Playson недавняя легализация онлайн-казино в Украине?
— Позитивно. Мы всегда именно так относимся к регулированию рынка. Это более честно и безопасно для игрока. Да и не только для него, но и для операторов, разработчиков и аффилиатов.
— На каких рынках еще не представлены разработки Playson?
— На самом деле мы еще растем, и легче перечислить те рынки, на которых присутствуем, чем те, где отсутствуем. На данный момент наш контент сертифицирован в 17 юрисдикциях, покрывающих практически всю Европу. Это основной рынок, на котором мы работаем.
— Какой из рынков, на которым вы присутствуете, считаете ключевым?
— Их два — Центральная и Южная Европа.
— Каковы принципиальные отличия между русскоговорящими пользователями и иностранными игроками? Как эффективно локализовать контент?
— У каждой страны есть свои предпочтения по темам и механикам, так что делать «портрет» среднестатистического восточноевропейского игрока неверно. Мы стараемся выпускать автоматы, которые будут популярны у широкой массы пользователей. В нашем портфолио любой игрок сможет найти что-то себе по душе.

— На скольких языках сейчас доступны игры от Playson?
— Если брать все языки, то 25, но игры локализованы на разные из них.
— Ваши игры адаптированы под большинство валют, а что касается криптовых?
— Мы разрабатываем игры таким способом, чтобы они соответствовали требованиям операторов на различных рынках и со специфической аудиторией. На данный момент поддерживаем все мировые валюты, в частности, криптовые. А токены доступны в социальных слотах либо для игры на сайте любого разработчика. Это та демовалюта, которая позволяет каждому пользователю опробовать автомат и понять, стоит ли в него вложить реальные деньги.
— Какие современные технологии считаете переоцененными, если говорить об онлайн-гемблинге?
— Гемблинг — это не совсем разработка ААА игр (высокобюджетные компьютерные игры, рассчитанные на массовую аудиторию и требующие огромных затрат — Прим. ред.). Соответственно, часть новых инструментов конкретно в этот момент времени не нужна или не подходит поведенческим моделям пользователей.
Мы знаем, что многие играют на ходу. Соответственно, наша продукция обязана хорошо выглядеть на мобильных устройствах, и не должно быть проблем с загрузкой.

Под такие требования не подходят, например, технологии VR, которые пока неудобно использовать на ходу. Хотя слоты под VR очки уже существуют, это вложение будет долго окупаться бизнесом, так как на него не такой массовый спрос.
— Чего ожидать от рынка онлайн-гемблинга в ближайшие 5 лет?
— Сейчас можно наблюдать попытки многих провайдеров найти новую популярную механику, которая приводит к большой волатильности. То есть стремятся создать конкурента MegawaysTM. На рынке уже есть InfiniReelsTM, GigaBloxTM, SplitzTM и так далее. Я бы сказал, что такой подход более продуктивен для всей индустрии, так как уже была схожая реакция после создания механики Avalanche TM, правда, тогда ее просто копировали.
Если брать во внимание индустрию в целом, то от операторов стоит ожидать большей персонализации подачи контента для игроков.
- «Мы видим большой потенциал в VR-технологиях». Владимир Малакчи, коммерческий директор провайдера Evoplay
- «Мук совести не испытываю уже очень давно». Интервью с бывшим сотрудником колл-центра онлайн-казино
- «Для сговора с крупье игроку достаточно 5 минут». Интервью с бывшим дилером наземного казино в России. Часть 2
- «На входе стояла решетка, пускали только своих». Интервью с бывшим сотрудником нелегального зала игровых автоматов
- «Я верю, что будущее азартных игр в онлайне». Интервью с PR-директором онлайн-казино PlayPCF
- «Обычно обманывают пьяных клиентов». Шок-интервью с бывшим дилером наземного казино в России. Часть 1