«Из заложенных в бюджет 7,4 млрд гривен поступило чуть больше 1 млрд». Интервью с партнером юридической фирмы Sayenko Kharenko

Алина Плющ

Редакция Casino.ru продолжает серию интервью с представителями разных профессий в мире азартных игр. Сегодня героем публикации стала Алина Плющ ― партнер юридической компании Sayenko Kharenko, которая возглавляет направление по азартным играм. Алина рассказала о сложностях в системе налогообложения и отсутствии технического регламента в индустрии. А также объяснила причины недостаточных поступлений в бюджет Украины от покупки лицензий операторами.

Хочу дать интервью

― Алина, здравствуйте! Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь в компании Sayenko Kharenko?

― Добрый день! Я работаю в Sayenko Kharenko уже более 10 лет, я партнер практики частных клиентов, корпоративного права и M&A. Кроме того, возглавляю направление по азартным играм.

Выбор игроков 2024
Онлайн-казино Покердом
5.0
Покердом
1000 FS и 100% бонус
  • по промокоду
  • CASINORU
Обзор
Выгодные бонусы
Онлайн-казино Riobet
4.8
Riobet
70 FS и бонус 225%
  • по промокоду
  • CASINORU
Обзор
Новое 2024
Онлайн-казино 1GO Casino
4.8
1GO Casino
500 FS + 150%
  • по промокоду
  • ROSPIN
Обзор

― С чего начинался ваш путь юриста в сфере азартных развлечений? И почему выбрали именно это направление?

― Все произошло случайно. Я всегда интересовалась этой сферой, много лет играю в преферанс и покер. В 2014 году я попала в рабочую группу, которая готовила концепцию легализации рынка азартных игр в Украине. С тех пор активно принимала участие в подготовке законопроектов по легализации азартных игр. Являюсь соучредителем и членом правления Украинской ассоциации игровой индустрии. В декабре прошлого года вошла в состав Консультационно-экспертного совета Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей.

Юрист в индустрии азартных игр
Алина Плющ ― партнер юридической фирмы Sayenko Kharenko

― В августе прошлого года был подписан закон о легализации игорной деятельности в Украине. Как поменялась ваша работа с тех пор? Чаще ли к вам стали обращаться за юридической помощью?

― После принятия закона ко мне начали обращаться представители крупных иностранных операторов, которые рассматривали Украину как потенциальный рынок для предоставления своих услуг. Кто-то из них сейчас в процессе получения лицензии, кто-то еще присматривается.

― За какими услугами к вам чаще всего обращаются клиенты? Занимаетесь ли вы ведением дел или только консультируете?

― Как я уже говорила, ко мне чаще обращаются иностранные клиенты. На первом этапе это консультирование по особенностям регулирования в этой сфере. Для тех, кто принял решение выходить на украинский рынок, мы создаем компанию и помогаем с получением лицензии.

― По вашему мнению, каковы были реальные причины запрета игорной деятельности в Украине в 2009 году? Как можно было этого избежать?

― В 2009 году игровые автоматы были повсюду. Рынок надо было реформировать и делать более цивилизованным. Но, к сожалению, законодатели пошли по иному пути и полностью запретили азартные игры, из-за чего они ушли в тень или начали проводиться под видом лотерей (которые азартными играми не считаются).

― Допускаете ли вы, что в будущем казино снова запретят на территории Украины? И как на это отреагирует рынок?

― Надеюсь, что этого не произойдет. Как мы видим, подобные запреты не работают. По сути все эти годы азартные игры в Украине проводились, только без какого-либо регулирования, защиты прав игроков и уплаты налогов в бюджет.

― Как бы вы вкратце охарактеризовали текущую ситуацию с гемблингом в Украине?

― Я считаю, что легализация азартных игр ― это огромный шаг вперед.

К сожалению, закон далеко не идеален, но лучше неидеальный закон, чем его отсутствие.

К сожалению, есть еще много вещей, которые сдерживают развитие рынка. В первую очередь, это налоги (а именно, затягивание с принятием закона 2713-д) и отсутствие технического регламента.

― Какие преимущества и недостатки вы бы выделили в текущей версии закона о регулировании игорной деятельности в Украине? Какие поправки сейчас нужно в него внести, чтобы он заработал в полную силу?

― В первую очередь нужно устранить коллизию в отношении формирования Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей, а также убрать дискриминационную норму о том, что зал игровых автоматов должен находиться не ближе 500 метров к учебным заведениям (для казино такой нормы нет, кроме того, залы игровых автоматов ограничены гостиницами).

― Если говорить об онлайн-казино, какие требования предъявляются к оператору при регистрации?

― Оператору нужно иметь локальное присутствие в Украине (создать здесь юридическое лицо с уставным капиталом не менее 30 миллионов гривен), банковскую гарантию (7200 минимальных заработных плат), сертифицированную онлайн-систему. Кроме того, предъявляются требования к репутации руководства и конечного бенефициарного собственника оператора.

― Как поэтапно выглядит процесс регистрации онлайн-казино в Украине?

― Сначала создается юридическое лицо, формируется уставной капитал из подтвержденных источников, получается банковская гарантия и сертификация на онлайн-систему оператора, затем подаются документы на лицензию.

― А что по поводу наземных заведений? Какие отличия в процессе регистрации и лицензирования по сравнению с онлайн-казино?

― Для наземных заведений процесс получения лицензии проходит в несколько этапов: сначала необходимо получить разрешение на помещение (что оно соответствует требованию закона для такого вида деятельности), потом лицензию непосредственно на саму деятельность, а затем лицензии на игровое оборудование (игровые столы и игровые автоматы).

― Как вы считаете, выгодно ли сейчас регистрировать игорный бизнес в Украине? Или стоит переждать какое-то время, пока не внесут окончательные поправки в закон?

― Ответ зависит от того, кто именно собирается получать лицензию. Если мы говорим о тех лицах, которые и так занимаются организацией азартных игр в Украине, то им следует зарегистрироваться как можно быстрее.

Если же речь идет о крупных иностранных операторах, то им сложно принять решение о выходе на рынок Украины, потому что они не могут составить финансовую модель без понимания, какие налоги будут в стране.

― В Украине одни из самых дорогих лицензий на ведение игорного бизнеса. Как вы считаете, с чем это связано?

― Одной из целей легализации азартных игр было пополнение бюджета. Наиболее быстрый и простой способ ― дорогие лицензионные платежи.

На 2021 год в бюджете заложено 7,4 миллиарда гривен поступлений от азартных игр. К сожалению, на сегодняшний момент поступило чуть больше 1 миллиарда.

В первую очередь это связано с тем, что законопроект 2713-д до сих пор не принят.

― Какая система налогообложения игорного бизнеса действует сейчас в Украине? Какую долю дохода в общем казино передают в бюджет? Не считаете ли вы ее избыточной?

― В соответствии с текущей редакцией Налогового кодекса операторы азартных игр (кроме операторов зала игровых автоматов) платят налог на игровой доход (доход минус выплаты игрокам) в размере 18 %, а для игровых автоматов — 10 % со всего дохода. Помимо этого, все операторы платят налог на прибыль (18 %) и уплаченный игровой налог (10 % для игровых автоматов и 18 % для иных видов) не учитывается для уменьшения налогооблагаемой базы оператора для целей налога на прибыль. Кроме того, все выигрыши, независимо от размера, облагаются по ставке 19,5 % (18 % подоходный налог + 1,5 % военный сбор). При такой системе налогообложения операторам работать экономически невыгодно.

Цитата Алины Плющ
Юрист считает, что налог на выигрыш должен стремиться к нулю

― Сейчас в Украине все выигрыши пользователей облагаются соответствующим налогом. Однако во многих других странах такого нет, и клиенты казино не платят никаких отчислений. Как вы считаете, будет ли эффективна отмена налога на выигрыш в Украине?

― Иностранные операторы, которые открывают либо только планируют открыть казино в Украине, рассчитывают в первую очередь на иностранных туристов. А их заманить в Украину будет очень тяжело с учетом того, что все выигрыши облагаются по ставке 19,5 %, в то время как во многих странах нет налога на выигрыш. Законопроект 2713-д предлагает освободить от налогообложения выигрыши до 8 минимальных зарплат (на сегодняшний день 48 тысяч гривен). Это может помочь букмекерам и операторам залов игровых автоматов, но вряд ли поможет казино, ведь иностранные туристы рассчитывают на совсем другие выигрыши.

― Высокие налоговые ставки, дорогое лицензирование… Эти проблемы должен решить законопроект 2713-д. Не могли бы вы вкратце рассказать о нем? И почему этот закон до сих пор не принят, на ваш взгляд?

― Законопроект 2713-д устанавливает налог на игровой доход для всех видов азартных игр и для лотерей в размере 10 %. Кроме того предусматривает, что сумма уплаченного налога на игровой доход уменьшает налогооблагаемый доход для целей налога на прибыль.

Текущая редакция Закона о регулировании азартных игр и лотерей предусматривает, что лицензионный платеж за букмекерскую деятельность, за деятельность онлайн казино, а также за каждый игровой автомат уплачивается в трехкратном размере до запуска системы онлайн-мониторинга. Законопроект 2713-д отменяет эту норму, а также указывает, что все лицензионные платежи, которые уже были уплачены в трехкратном размере, засчитываются в счет следующих лицензионных платежей.

Также, как я уже говорила, законопроект 2713-д освобождает от налогообложения выигрыши до 8 минимальных зарплат (на сегодняшний день 48 тысяч гривен).

Я не знаю, почему законопроект 2713-д до сих пор не был принят, так как необходимость назрела уже давно. Существующая система налогообложения является нелогичной и экономически невыгодной для операторов.

Именно задержка с принятием этого законопроекта является основной причиной недостаточных поступлений в бюджет от лицензионных платежей.

― Расскажите о государственной системе онлайн-мониторинга. Для каких целей планируется ее внедрение?

― Государственная система онлайн-мониторинга планируется для контроля за оборотами операторов азартных игр (принятие ставок, выплата выигрышей), а также для контроля системы обработки информации. Кроме того, система онлайн-мониторинга предоставляет всем оператором доступ к Реестру лиц, которым ограничен доступ в игорные заведения.

К сожалению, пока еще система онлайн-мониторинга не запущена, однако Реестр лиц, которым ограничен доступ в игорные заведения, уже функционирует.

― Как вы считаете, способна ли система онлайн-мониторинга обеспечить эффективный контроль за игорным бизнесом в Украине? Или понадобятся какие-то дополнительные меры?

― Все будет зависеть от того, какой будет система онлайн-мониторинга. Пока очень рано об этом говорить.

― И напоследок, как бы в целом оценили перспективы гемблинга в Украине на ближайший год? Стоит ли ждать каких-то позитивных сдвигов?

Если будет принят законопроект 2713-д, а также разработан Технический регламент, то я ожидаю увеличения числа лиц (особенно среди иностранных операторов), которые обратятся за получением лицензии. А чем выше будет конкуренция в этой сфере, тем быстрее нам удастся построить цивилизованный рынок азартных игр.

Большое спасибо за уделенное время!

Хочу дать интервью

Также читайте:
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Ричард «Боз» Босворт главный партнер и генеральный директор компании JC Hospitality, LLC.
Елизавета Ершова
Автор информационных статей
Должность: Автор информационных статей о казино и азартных играх Образование: Высшее Опыт работы: более 5 лет Краткая биография: Родилась 13 августа 1995 года в Санкт-Петербурге. Окончив школу, поступила на филологический факультет СПбГУ. Еще во время обучения Елизавета начала писать рекламные и...
Отзывов пока нет. Помогите другим пользователям с выбором — будьте первым, кто поделится своим мнением о данном обзоре и получите уникальный бонус.
Для того, чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь: