История азартных игр в Украине
Игорный бизнес в Украине преодолел непростой путь. Граничащая с хаосом свобода 1990–2000-х обернулась полным законодательным запретом гемблинга и уходом в тень этой сферы в 2010-х. Лишь 10 лет спустя наметилось движение к цивилизованному регулированию индустрии азартных игр. Стремительной легализации, начавшейся с 2019 года, предшествовал затяжной период, когда руководство страны закрывало глаза на криминализацию отрасли. В Украине предстоят революционные изменения, которые дадут шанс государству навести порядок на рынке гемблинга с учетом интересов простых людей и представителей данной сферы.
- Игорный бизнес в Украине после провозглашения независимости страны
- Мораторий на азартные игры и расцвет подпольного бизнеса
- Попытки урегулировать рынок гемблинга
- Легализация гемблинга в Украине
- Игорный бизнес в Украине после 2020 года
Игорный бизнес в Украине после провозглашения независимости страны
Первые несколько лет после распада СССР во всех бывших республиках Союза царила растерянность относительно дальнейшего развития. Переход к рыночной экономике осуществлялся во внезапно образовавшихся суверенных государствах по наитию. Власти Украины выдали населению карт-бланш на заработок денег в новых условиях, и в стране появились первые предприниматели. В погоне за сверхприбылью они обращали особое внимание на явления, невозможные при прежнем общественном строе, но пользующиеся популярностью на Западе. Долгое время в СССР таким запретным плодом были игры на деньги.
Сначала в Киеве, а потом в других украинских городах начали открываться залы автоматов, казино. В законодательстве еще оставалась статья за несанкционированное проведение азартных игр, но уже появилась норма о лицензировании этой деятельности. В условиях неконтролируемо развивающегося рынка оформить разрешение не представляло никакого труда. Лицензия выдавалась городской или районной администрацией на срок от 3 лет и не накладывала особых ограничений на бизнесменов. Фактически к помещению с автоматами применялись те же требования, что и к любой торговой точке.
Первые попытки регулирования гемблинга
Украинские власти задумались об особом статусе игорной сферы в конце 1990-х. К тому времени удалось решить самые острые социальные проблемы, доставшиеся независимому государству в наследие от СССР, и привести основные нормы законодательства в соответствие с требованиями времени. Дальше была нужна точечная работа по наведению порядка в отраслях, которые не имели первостепенного значения для жизни страны. Но оказалось, что за годы неподконтрольного развития игорный бизнес превратился в проблему. Жители городов попадали в зависимость от азартных развлечений, спускали в автоматах немалые деньги. Государство не просто не имело инструментов воздействия на владельцев многочисленных казино, не досчитывалось отчислений в казну, но и не располагало четкой позицией относительно сути явления.
Первым документом, в котором были обозначены требования к владельцам игорных заведений, приведена классификация азартных развлечений, стала Инструкция № 86, разработанная Лицензионной палатой.
Она увидела свет в 1998-м. В Инструкции содержалась расшифровка основополагающего для индустрии термина «азартная игра». Таковой признавалась деятельность, участие в которой давало человеку возможность получения денег, имущества или имущественных прав, а результат определялся действиями, основанными на случае. Отдельно оговаривалась возможность проиграть сделанную ставку, то есть фиксировался риск финансовых потерь.
В классификацию попали 4 вида игр:
- На способность. В развлечениях этого вида участник получает преимущество и увеличивает шансы на победу при наличии у него определенных физических или интеллектуальных данных. Под столь путаным определением скрывалось описание карточных игр на деньги.
- Случая. В них исход определяется действиями, полностью основанными на везении. Инструкция требовала от владельцев залов и казино равномерного распределения результатов розыгрыша с использованием специального оборудования и инвентаря. К данной разновидности были отнесены автоматы, рулетки, кости, лотереи и даже бильярд.
- Тотализаторы. Речь идет о размещении ставок на спортивные события с выплатой выигрыша за верно сделанный прогноз. Размер призовых зависит от общего количества участников, поставивших на конкретный исход, и собранной в результате этих действий суммы.
- Пари на деньги. Это ставки на любые события, перечень которых определяется организатором. В случае наступления заявленного исхода участник получает выигрыш с учетом известного ему коэффициента.
Довольно подробная классификация вобрала в себя основные разновидности игр. Государство на несколько лет вперед обозначило ключевые требования к владельцам залов автоматов, казино, букмекерских контор, организаторам лотерей. В нормативном документе был законодательно закреплен запрет на доступ к азартным играм для несовершеннолетних лиц и определен особый налоговый режим для развлекательных заведений.
Положения Инструкции официально действовали до 5 марта 2003 года.
Недовольство общества и запрет казино
Долгое время украинские власти воспринимали азартные игры как источник дополнительных поступлений в бюджет, закрывая глаза на социальные риски от ведения такой деятельности. Предприниматели оплачивали лицензии, стоимость которых была мизерной по сравнению с потенциальной доходностью заведений. Компании освобождались от НДС, налог на прибыль был установлен на уровне 30%. Отдельным объектом для сборов стало оборудование казино: рулетки, столы, игровые автоматы.
Регуляторные функции государства ограничивались контролем уплаты налогов. Такое потребительское отношение к индустрии и игнорирование интересов игроков привело к росту числа недовольных в середине 2000-х. Чаще стали раздаваться голоса о том, что государство бездействует, не принимает участие в формировании азартного рынка, хотя обязано направлять его развитие в цивилизованное русло. Отсутствие политической воли и сильное игорное лобби не позволили законодателям провести назревшие реформы, и это закончилось катастрофой.
Мораторий на азартные игры и расцвет подпольного бизнеса
В конце 2000-х украинские общественные организации единогласно заявляли о нездоровом развитии сферы гемблинга. Активисты указывали на повальную зависимость людей от игр, обнищание населения по этой причине, отсутствие контроля за появлением и работой новых салонов. В качестве примера они приводили действия российских властей по переводу казино в специальные места.
Наибольшего накала ситуация достигла после крупного пожара в зале игровых автоматов Метро Джекпот. Это произошло в Днепропетровске 7 мая 2009 года. Клуб располагался на 1 этаже жилого дома, в нем на момент трагедии находились около 60 человек. Огонь возник в результате самопроизвольного возгорания аппарата и быстро распространился по всему помещению. В пожаре умерли 9 человек, тяжелые ожоги получили 11.
Волна негодования из-за отсутствия должного государственного контроля работы залов с автоматами вылилась в дискуссию о вреде азартных развлечений для обычных людей. Под давлением общественного мнения глава Днепропетровской области Виктор Бондарь подписал распоряжение о закрытии игорных заведений до окончания расследования трагедии.
Это стало своеобразным козырем для Юлии Тимошенко, которая тогда была премьер-министром страны. Она и до этого выступала с резкой критикой азартных развлечений, а теперь смогла в сжатые сроки провести через Верховную раду законопроект для запрета игорного бизнеса. Сильное гемблинг-лобби пыталось противодействовать такому развитию ситуации, добившись президентского вето на подписание документа. Рада преодолела и его, закон вступил в силу 25 июня 2009 года.
Передел сфер влияния и упущенные возможности государства
Мораторий на азартные развлечения стал своеобразной реперной точкой, прохождение через которую на десятилетие вперед затормозило цивилизованное развитие украинского игорного рынка, обусловив его миграцию в теневую сферу. События могли развиваться иначе, если бы в 2008 году был принят закон о строгом регулировании индустрии, подготовленный Министерством финансов. Он предполагал использование европейской концепции с увеличением стоимости лицензии для операторов и предъявлением к ним жестких требований по соблюдению правил ответственной игры, защищающих интересы посетителей. Тогда этого не случилось.
Власти ввели запретительные меры в отношении организаторов азартных игр, но действовали новые положения преимущественно на бумаге. Те объявили о своем закрытии и продолжили работать подпольно. За такое правонарушение на предпринимателей налагался штраф до 5 млн гривен (650 тыс. долларов), но количество возбужденных дел было несоизмеримо меньше действующих нелегальных заведений. Их владельцы стали искать покровительства у высоких чинов из правоохранительных органов. Размер ежемесячных отчислений за спокойную работу варьировался от 500 до 10 000 долларов и зависел от размаха бизнеса и месторасположения заведения.
Из-за недальновидности властей государство оказалось в своеобразной ловушке. С одной стороны, провозглашался полный запрет на азартные игры, который повлек за собой добровольный отказ сразу от нескольких источников пополнения бюджета. С другой, количество заведений не стало меньше, а теневое развитие сферы способствовало росту коррупции. Мораторий повлиял и на перераспределение доходов игорного бизнеса. Государство отобрало лицензии у владельцев казино и букмекерских контор, но на легальном положении остались организаторы лотерей. Эти компании заняли освободившуюся нишу и стали определять дальнейшее развитие теневого рынка.
После введения моратория из всех видов азартных игр на Украине остались только лотереи. Компании, которые занимались их организацией, действовали на основании лицензий, полученных в 2001-м. На рынке были представлены лишь 4 организации, имевшие право выполнять функции операторов: Украинская национальная лотерея, Молодьспортлото (М.С.Л.), Патриот, Ощадбанк. Последняя — финансово-кредитная компания, основной деятельностью которой было не проведение розыгрышей. По этой причине конкуренция за привлечение людей в первое время разворачивалась между тремя организациями. Наибольшую популярность среди украинцев приобрели лотереи УНЛ и М.С.Л.
Предполагалось, что после введенного запрета на азартные игры народные избранники переработают закон и внесут в него дополнительные ограничения для владельцев лицензий.
В 2009-м в Украине уже действовал мораторий на выдачу новых разрешений для проведения лотерей. Сроки прежних лицензий истекали в начале 2013 года. Не дожидаясь принятия нового закона и переоформления разрешений, лотерейные компании продемонстрировали поведение, характерное для монополистов в сфере гемблинга. Они стали активно развивать собственные сети наземных пунктов и устанавливать в них оборудование, на котором можно было запускать автоматы, рулетки. Это называлось визуализацией розыгрышей электронных лотерей, но все понимали, что операторы таким образом просто обходят закон.
Ключевые операторы азартных игр в Украине в 2009-2019 годах
Когда лицензии только распределялись между участниками рынка, за каждой компанией закрепилась своя зона ответственности. Украинская национальная лотерея занималась организацией числовых лотерей, ЗАО «Патриот» — мгновенных, а Молодьспортлото проводила любые виды розыгрышей. После запрета казино такое распределение стало условным, особенно для УНЛ и М.С.Л, которые начали активно продвигать свои услуги в наземных клубах под разными брендами.
Украинская национальная лотерея (УНЛ)
Название может вводить незнающих людей в заблуждение относительно государственного участия в капитале компании. С начала 2018-го организация принадлежит бизнесмену из Великобритании Майклу Джону Фогго, а до этого в разные годы была собственностью американца Уильяма Френсиса Флинна, корпораций Olympic Gold Holdings Limited и Efamiando Holdings Limited.
Позиция владельца УНЛ заключается в том, что представители лотерейных операторов в Украине должны выступать экспертами в сфере гемблинга и активно участвовать в формировании направлений развития индустрии. Такое право дает им понимание внутреннего устройства рынка, большой опыт работы в стране. УНЛ непрерывно занимается проведением розыгрышей для украинцев с 1997-го, благодаря чему обладает статусом старейшей гемблинг-компании. Она официально входит в состав Европейской ассоциации лотерей и тото (European Lotteries and Toto Association, AELTE), является участником Всемирной лотерейной ассоциации.
Уже после приобретения организации М. Фогго в СМИ появилась серия статей, в которых британец назывался номинальным владельцем лакомого актива. В публикациях, претендующих на принадлежность к жанру журналистских расследований, утверждалось, что конечными бенефициарами бизнеса являются высокопоставленные политики: бывший глава президентской администрации Борис Ложкин и депутаты Блока Петра Порошенко Александр Третьяков и Глеб Загорий. Фогго публично опровергал эти слухи и угрожал изданиям, их распространяющим, судебными исками. В интервью он неоднократно подчеркивал, что среди выгодоприобретателей бизнеса нет ни одного гражданина Украины.
В четырех тиражных лотереях оператора («Супер Лото», «Кено», «Лото Максима», «Лото Тройка») разыгрываются многомиллионные джекпоты. Их общая сумма за годы существования компании превысила 300 млн гривен. Отдельно на сайте представлены мгновенные лотереи (11 наименований) и блиц-игры (14 тайтлов). Последние разновидности позволяют участвовать в онлайн-розыгрышах. Именно это направление сильнее всего развивалось с середины 2010-х, что позволило оператору привлечь большую интернет-аудиторию и предлагать те же игры в терминалах. Последние устанавливались в многочисленных офисах продаж.
Общее число терминалов УНЛ, поставленных в Украине, к началу 2019 года превысило 5200 единиц. К этой сети были подключены компьютеры в лотомаркетах, на которых с середины 2010-х посетители получили доступ к электронным симуляторам автоматов и других азартных игр. В пунктах продажи билетов люди могли заключать пари на исход спортивных событий, несмотря на действующий в стране законодательный запрет букмекерских услуг. Так под вывеской лотомаркетов в городах появились нелегальные наземные заведения, предоставляющие полный ассортимент азартных развлечений.
К 2019 году используемая схема организации игр под видом лотерей приобрела небывалый размах. На улицах Киева, Харькова, Одессы, Львова и прочих украинских городов были размещены тысячи лотомаркетов, принадлежащих УНЛ или дельцам, оформившим франшизу для ведения бизнеса, под вывесками «Космолот», «Золотой кубок», «Лото Платинум». Предприниматели получали выписку из реестра о лицензии и начинали работать, отчисляя Украинской национальной лотерее 30% дохода. На официальном сайте оператора содержалась информация о доступных к использованию брендах.
Самостоятельный раздел на странице УНЛ был посвящен спортивным ставкам, также предлагавшимся под видом лотерей, в которых нужно угадать исход игры или назвать победителя соревнований. Такие прогнозы делались через интернет или в пунктах приема платежей Pari Match, Bazabet, Фаворит Спорт и Fortuna Live. Позже эти разделы были удалены с сайта.
Молодьспортлото (М.С.Л.)
ООО «М.С.Л.» было образовано в 1998 году из государственной корпорации Молодьспортлото, которая, в свою очередь, считалась правопреемницей украинского подразделения Спортлото, распространявшего лотерейные билеты во времена Советского Союза. Это позволяет руководству компании заявлять в публичном пространстве о полувековом опыте работы на рынке Украины. У оператора есть три сертификата соответствия стандартам ответственной игры, выданные Европейской ассоциации лотерей и два таких же подтверждения от Всемирной лотерейной ассоциации.
Около 99,9% уставного капитала в размере 137,8 млн гривен числится за холдингом Evolot Limited. Бенефициарными владельцами бизнеса являются киприот Маркос Шиапанис и три украинца: Ярослав Кухар, Тарас Ложенко, Елена Полосенко. В 2014 году вокруг компании разгорелся скандал. В СМИ появились сообщения о том, что реальными владельцами бизнеса являются неназванные представители российского консорциума Альфа-Групп. Руководство М.С.Л. опровергло эти сведения и содействовало проведению проверки. В результате подозрения о связи организации с российскими инвесторами не нашли подтверждения. Из-за озвученных обвинений компания в течение 3 лет находилась под санкциями, но продолжала работать, уплачивала налоги и финансировала социальные проекты. В мае 2018 года все экономические ограничения с нее были сняты.
Компания всегда делала ставку на технологическое развитие и расширение собственной сети по распространению лотерей, в которую входили более 6500 точек продаж. Она начала устанавливать терминалы в 1998-м, через 2 года запустила веб-сайт с возможностью удаленного участия в розыгрыше «Виртуальное казино». В 2007-м заключила договор с разработчиком Scientific Games и стала проводить мгновенные интерактивные лотереи. С 2015 года компания начала активно применять для проведения розыгрышей виртуальный генератор случайных чисел.
Для удобства участников оператор позволил клиентам пользоваться различными платежными системами. Наравне с традиционными способами (банковские карты или терминалы самообслуживания) были подключены инструменты, популярные в молодежной среде: Apple Pay, мобильные переводы для абонентов Киевстар, QR-коды в электронном кошельке LeoWallet. На эту же аудиторию рассчитано официальное приложение М.С.Л. для смартфонов на Android. В начале 2018 года компания запустила собственный чат-бот в Telegram, у нее есть канал на YouTube и профиль в Instagram. Следование современным трендам позволило оператору привлечь большую молодежную аудиторию, на которую до сих пор рассчитаны многие продукты в сети.
В Единый реестр государственных лотерей компанией внесено более 120 наименований розыгрышей, но реальное количество представленных игр в 2020 году не превышает 70. Самые крупные джекпоты предусмотрены в тиражах «Лото-Забава», «Мегалот», «Каре». Остальные лотереи сам оператор условно делит на 4 вида: мгновенные («Счастливые числа», «Толстый кошелек», «Лас-Вегас», «Морской бой» и другие), спортивные («Спортпрогноз», «Виртуальная лига»), игры на интуицию («Сапер», «Смайл») и офлайн-варианты («Тип Топ», «Гонка на гроши», серия «Швидкограй» и целая подборка скретч-карт под общим названием «Стирачки»).
Использование онлайн-технологий и разветвленная сеть собственных точек продаж позволили М.С.Л. с середины 2010-х активно продвигать под видом лотерей ставки на спорт и казино-игры (электронные версии автоматов, рулеток, блэкджека). Последние распространялись на специально созданных для этого платформах «Чемпион» и Simple Games, RTP которых не превышал 70%. Запрещенные азартные развлечения были доступны посетителям многочисленных лотомаркетов, действующих под раскрученными брендами «Золотая подкова», «Золотой триумф», «Мегалот», «Спортпрогноз». Большая часть подобных заведений открывались по франшизе М.С.Л., а их владельцы самостоятельно решали возникающие проблемы с полицией. По данным средств массовой информации, размеры ежемесячных платежей за отсутствие претензий у правоохранительных органов достигали 200 тыс. гривен, в небольших городах такса была на порядок меньше. Всякий раз, когда игровые клубы все же ликвидировались властями, руководство лотерейного оператора дистанцировалось от нелегального бизнеса и заявляло, что точка незаконно использовала зарегистрированное название.
В какой-то момент схема с образованием развлекательных заведений на основании выписки из реестра о лицензии лотерейных операторов вышла из-под контроля последних. Залы с игровыми автоматами стали создавать все кому не лень, не обращая внимания на учредительные документы. К 2019 году доля нелегальных клубов составляла 80%, остальные 20% демонстрировали соблюдение хоть каких-то правил.
к оглавлению ↑Попытки урегулировать рынок гемблинга
Новый закон о лотереях был принят в 2012 году. На стадии обсуждения в Верховной раде он претерпел принципиальные изменения по сравнению с первоначальной версией. Предполагалось, что лотерейный бизнес будет полностью передан в руки государства, но идея госмонополии не устроила депутатов. В текст документа было добавлено положение о лицензировании коммерческих компаний и внесено огромное количество ограничений, которые фактически запретили выход на рынок новым игрокам. Так, проект, который предполагал упразднение действующих операторов, превратился в закон, прямо защищающий их интересы. Вопрос о продлении лицензий компаний остался открытым, но Министерство финансов выпустило разъяснение, которое позволило лотерейным организациям работать в стране после окончания срока разрешений.
Президентский срок Петра Порошенко ознаменовался активным возобновлением дискуссий о легализации гемблинга. В Верховную раду поступили сразу несколько законопроектов с разными вариантами решения назревшей проблемы. Главная идея документов заключалась в снятии запрета на азартные игры и жестком регулировании сферы со стороны государства. Основные различия касались деталей: стоимости лицензий, размера уставного капитала, требований к местам размещения казино, букмекерских контор. Необходимость принятия закона с европейской концепцией развития гемблинга объяснялась экономической целесообразностью для страны, такие реформы способствовали выдаче Международным валютным фондом новых кредитов для Украины. Но даже этот факт не сумел переломить мощнейшее игорное лобби, и при правлении Петра Порошенко депутаты не рассмотрели даже один законопроект об азартных играх.
Украинские национальные лотереи и М.С.Л. устраивал сложившийся на рынке статус-кво. Согласно официальной статистике, оборот первой компании в 2017 году составлял 934 млн гривен, а второй — 308 млн. По скромной оценке экспертов, объем теневого рынка достигал 1 млрд долларов. Закон о детенизации гемблинга предполагал перевод этих средств в легальное поле с уплатой налогов в бюджет и контролем за соблюдением прав игроков. А продажа государством лицензий на создание казино и букмекерских контор должна была вывести на рынок новые компании.
Погромы в залах игровых автоматов
На фоне ожесточенных споров высокопоставленных политиков относительно развития игорного бизнеса в Украине с 2016 года участились случаи погромов залов с автоматами в Киеве, Львове. Группы молодых людей в балаклавах врывались в клубы, крушили оборудование, оставляли на стенах нецензурные надписи и пачкали помещения фекалиями. Молодчики называли свои действия акциями против незаконных игровых залов, но зачастую действовали как банальные грабители.
В криминальные сводки чаще других попадали заведения, работающие под раскрученными брендами М.С.Л. Это дало оператору основания открыто говорить о начавшемся переделе игорного рынка и давлении со стороны конкурентов. В свою очередь, общественные активисты оправдывали погромы бездействием властей. Для всех было понятно, что настало время кардинального решения назревшей проблемы.
к оглавлению ↑Легализация гемблинга в Украине
В 2019 году с приходом к власти Владимира Зеленского о легализации гемблинга заговорили с новой силой, а возможные пути решение вопроса стали приобретать реальные очертания. Спустя всего 3 месяца после избрания на пост президента страны тот поручил украинскому правительству разработать законопроект о снятии запрета на азартные игры и провести его через Верховную раду. До этого политик неоднократно одобрительно высказывался о преимуществах легализации казино, упоминая о дополнительных инвестициях в экономику Украины, пополнении региональных бюджетов за счет налогов и привлечении новых туристов, создании рабочих мест. В сентябрьском поручении президента о разработке документа указывалась и ориентировочная дата его принятия — 1 декабря 2019 года.
Проект закона № 2285 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» был подготовлен и представлен Кабинетом министров уже в сентябре 2019-го.
Автором документа стал уроженец Латвии Борис Баум, 10 лет занимавшийся развитием сети отелей первого украинского гостиничного оператора Premier Hotels and Resorts. Главными лоббистами закона СМИ называли букмекерские конторы Париматч и Фаворит, которым на тот момент приходилось действовать в тесной связке с лотерейными компаниями и находить лазейки для полулегального оказания клиентам услуг.
Законопроект был зарегистрирован в Верховной раде 18 октября. Сроки рассмотрения документа народными избранниками в первом чтении постоянно откладывались по разным причинам, в том числе из-за разработки 7 альтернативных версий другими депутатами. В итоге до 1 декабря закон принят не был, а ситуация все больше стала напоминать бесконечные и безрезультатные дискуссии вокруг обсуждения предыдущих вариантов при Петре Порошенко. Потребовалось вмешательство властей, и проявленная политическая воля сдвинула все с мертвой точки.
Массовое закрытие игровых залов в 2019 году
В середине декабря Верховная рада отправила правительственный законопроект на доработку с последующим вынесением на повторное первое чтение. Исполнительная власть отреагировала на это, предприняв беспрецедентные меры. Сначала президент Владимир Зеленский выступил с резким комментарием на демарш депутатов: «Не хотите играть по прозрачным правилам? Не хотите работать цивилизованно и платить в бюджет? С сегодняшнего дня немедленно закрываем все игорные залы». Конкретные решения по этому вопросу не заставили себя долго ждать.
20 декабря Кабинет министров Украины, возглавляемый на тот момент Алексеем Гончаруком, выпустил распоряжение № 1325-р о запрете деятельности заведений, которые предоставляют клиентам доступ к игровым автоматам и другим азартным развлечениям под видом электронных лотерей. Второй пункт документа содержал поручение Национальной полиции и Государственной фискальной службе приступить к выявлению и ликвидации таких клубов. Соответствующий указ в тот же день подписал министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.
В первую же ночь после выхода распоряжения в украинских городах были закрыты 152 зала с автоматами, а на следующий день — 5300 нелегальных объектов игорного бизнеса в Киеве, Днепре, Львове, Одессе, Харькове. Как ни удивительно, это стало самым массовым единовременным прекращением работы подобных заведений с момента вступления в силу закона 2009 года о запрете азартных развлечений! Алексей Гончарук потребовал от правоохранителей очистить рынок от нелегальных залов до конца 2019-го. Следующие несколько недель новости о массовой ликвидации подпольных казино стали появляться в СМИ с завидным постоянством.
На фоне небывалого давления государства на владельцев игорного бизнеса 26 декабря руководство М.С.Л. объявило о приостановке розыгрышей мгновенных электронных лотерей. Оно продолжило открыто критиковать правительственный законопроект и заявлять о своем желании участвовать в рассмотрении и принятии правил регулирования рынка. С официальных сайтов УНЛ и М.С.Л. и в работающих офисах продаж исчезли эмуляторы игровых автоматов и ставки на спорт. Тем не менее закрытие лотомаркетов продолжилось и в январе 2020-го.
Такое развитие ситуации привело к тому, что закон о легализации гемблинга Верховная рада приняла в первом чтении 17 января 2020 года. Тогда от депутатов поступила 3451 поправка, но и это было воспринято как большой прогресс в решении острой проблемы. Следующее обсуждение документа состоялось только в июне 2020-го, а окончательно закон парламентарии приняли 14 июля. Менее чем через месяц, в августе, президент Украины Владимир Зеленский подписал закон № 768-IX, регулирующий деятельность по организации и проведению азартных игр. Он вступил в силу 14 августа. Спустя 11 лет после полного запрета азартные игры получили в Украине легальный статус.
Основные положения закона о легализации гемблинга в Украине
Законом разрешены азартные игры на территории Украины, также он содержит правовые, экономические, социальные и организационные требования к ведению бизнеса. Основные положения документа:
- Работа развлекательных заведений (казино, помещений с игровыми автоматами и так далее) переводится в правовую плоскость. Операторы обязаны использовать сертифицированное оборудование.
- Заниматься деятельностью по организации азартных игр можно лишь после оформления платной лицензии, которая выдается на 5 лет. В законе оговариваются стоимость документа и ежегодная плата за каждую единицу оборудования. Запланирована выдача бесплатной лицензии на 10 лет для реализации крупных проектов.
- Контролировать рынок будет Комиссия по регулированию азартных игр и лотерей. В ее обязанности входят распределение лицензий, заполнение специальных реестров, разработка требований по сертификации оборудования.
- Казино могут функционировать лишь в специально отведенных зонах и на территории крупных четырех- и пятизвездочных отелей, букмекерские конторы, помещения с автоматами — в трех-, четырех- и пятизвездочных гостиницах. К столичным заведениям предъявляются более строгие требования относительно размера их номерного фонда.
- Разрешается работа онлайн-казино и покер-румов, прием ставок на спорт в интернете с созданием единой системы мониторинга таких веб-сайтов.
- Минимально допустимый возраст игроков составляет 21 год (для участия в лотереях — 18 лет), предусмотрены жесткие правила идентификации клиентов.
- Уставный капитал фирмы, занимающейся организацией азартных развлечений, не может быть менее 30 млн гривен.
- Начинает действовать принцип ответственной игры. Он накладывает на операторов обязательства по предотвращению и минимизации негативных последствий от участия граждан в азартных развлечениях. Предполагается разработка методов для борьбы с лудоманией.
- К рекламе азартных игр выдвигаются строгие ограничения. Фактически она запрещена на любых носителях и во всех видах СМИ, за исключением специализированных печатных изданий. На радио и телевидении возможно появление рекламных сообщений в ночное время суток с 23:00 до 06:00.
- Средства, полученные от продажи лицензий в сфере азартных игр, должны направляться на развитие социальной сферы Украины. 50% отчислений будут поступать в государственный бюджет, 50% — в местный фонд территории, на которой расположено заведение.
Принятый закон рисует радужную картину регулирования игорного бизнеса государством, но описанные в нем изменения носят настолько всеобъемлющий характер, что процесс реализации его положений рискует затянуться на продолжительное время. И в этом сейчас заключается основной аргумент критиков документа. В то же время именно охват всех сфер гемблинга позволяет правительству рассчитывать на крупные поступления в бюджет после претворения в жизнь новых правил. Занимавшая до марта 2020 года пост министра финансов Оксана Маркарова оценивала размер доходов государства от легализации игорного бизнеса в 5-9 млрд гривен ежегодно. Позднее Борис Баум озвучил цифру 3–5 млрд.
Стоимость лицензий и размер дополнительных ежегодных платежей
Цена лицензий и сумма ежегодных отчислений от деятельности компаний привязана в законе к МРОТ (с 1 сентября 2020 года — 5000 гривен) и зависит от разновидности азартных игр, месторасположения заведения.
Вид деятельности | Стоимость лицензии в минимальных заработных платах/в реальном исчислении по состоянию на конец 2020-го | |
---|---|---|
В столице | В прочих городах, за пределами населенных пунктов | |
Казино | 60 000 МРОТ / 300 000 000 грн | 30 000 МРОТ / 150 000 000 грн |
Зал игровых автоматов | 7500 МРОТ / 37 500 000 грн | |
Ставки на спорт (в сети в том числе) | 30 000 МРОТ / 150 000 000 грн | |
Онлайн-казино | 6500 МРОТ / 32 500 000 грн | |
Покер-рум | 5000 МРОТ / 25 000 000 грн | |
Предоставление услуг в сфере азартных игр | 300 МРОТ / 1 500 000 грн |
Обязательные платежи не ограничиваются покупкой лицензии. В зависимости от типа заведения, с компании будет ежегодно взиматься дополнительная плата за проведение азартных игр исходя из общего количества использующихся объектов:
- Рулетка — 175 МРОТ / 875 000 грн по состоянию на конец 2020 года.
- Игорный стол — 90 МРОТ / 450 000 грн.
- Автомат — 6 МРОТ / 30 000 грн.
- Наземный пункт букмекерской конторы — 30 МРОТ / 150 000 грн.
За неучтенное оборудование на операторов будут налагаться крупные штрафы. Для контроля размещения ставок в наземных заведениях, на сайтах планируется создать единую систему интернет-мониторинга.
к оглавлению ↑Игорный бизнес в Украине после 2020 года
Закон вступил в силу после подписания президентом и опубликования, но этот факт не означал, что сфера гемблинга в стране моментально стала соответствовать цивилизованным условиям. Чтобы документ начал полноценно действовать, властям предстояло проделать большую работу: создать Комиссию по регулированию азартных игр и лотерей, внести необходимые изменения в действующие нормативные акты, разработать и запустить государственную систему онлайн-мониторинга.
Когда будет выдана первая лицензия
На создание регулирующего органа отводилось 2 месяца, и эти сроки формально были соблюдены. 23 сентября Кабинет министров принял постановление о формировании Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей. Стало известно, что офис будет находиться в столице. В состав комиссии войдут председатель, 6 членов, а общее количество сотрудников ведомства составит 230 человек.
На этапе прохождения законопроекта через Верховную раду на пост председателя регулирующего органа прочили разработчика документа и главного советника Офиса президента по вопросам игорного бизнеса Бориса Баума. Возглавил комиссию другой человек. 22 октября правительство по предложению министра Олега Немчинова утвердило на этой должности Ивана Рудого. Информация о его предыдущей деятельности в публичном пространстве практически отсутствует. Представляя данную кандидатуру, министр заявил, что Рудый имеет опыт и знания в сфере менеджмента, международных отношений и финансов.
Вскоре стали известны имена двух из шести членов комиссии. Первый — Евгений Гетман, координатор международных проектов. Второй — Елена Водолажко, член Ассоциации юристов Украины, сотрудник компании Рината Ахметова ООО «ДТЭК Сервис». Всего на участие в конкурсе были поданы 378 заявок, а на собеседование приглашены 42 человека. Для закрытия 4 свободных вакансий запланировано проведение дополнительного отбора кандидатов.
Приступить к выполнению своих обязанностей комиссия сможет только после утверждения полного состава, что отодвигает реализацию положений закона. Следующим шагом должно стать внесение изменений в документы, которые напрямую связаны с применением новых правил. На это было отведено 3 месяца с момента вступления закона в силу. Только после внесения изменений регулятор сможет рассмотреть вопрос о выдаче первой лицензии.
Урегулирование вопросов в переходный период
Важной составляющей будущей программы контроля за деятельностью операторов должна стать государственная система онлайн-мониторинга. Именно в нее будут поступать данные о наличии лицензий и соответствии операторов предъявляемым к ним требованиям, информация о принятых ставках и выплаченных деньгах, сведения о соблюдении компаниями принципов ответственной игры. Таким образом, государство не может гарантировать реализацию положений закона в полной мере до момента разработки и введения в строй такой системы.
На создание базы отводится 2 года. Программа должна заработать не позднее 13 августа 2022 года, после чего компаниям дается еще 6 месяцев на подключение к ней. Пока этого не случилось, к участникам рынка на деле будут предъявляться более мягкие требования. То есть можно говорить о своеобразном переходном периоде как минимум до 13 февраля 2023 года. С другой стороны, понимая, что до появления системы мониторинга повышаются риски злоупотреблений со стороны гемблинг-компаний, государство предусмотрело на это время трехкратное увеличение стоимости годовой лицензии для букмекерских контор и онлайн-казино, и еще ежегодных отчислений за работу автоматов.
Компании, заинтересованные в выходе на игорный рынок Украины
Основная борьба за лицензии на создание казино, залов с игровыми автоматами развернется среди владельцев крупных гостиничных сетей, поскольку именно отели получили право на размещение на своей территории таких заведений. При подготовке законопроекта его автор Борис Баум утверждал, что в пятизвездочных Premier Palace, Intercontinental и Fairmont в центре Киева уже отведены отдельные помещения. Два последних заведения принадлежат семье украинского миллиардера Леонида Юрушева. Руководство Premier Palace и еще 4 гостиниц этой сети в Украине связывают с концерном VS Energy. Потенциальными игроками рынка также являются владельцы Hilton, Hyatt и Sheraton.
Действующих гостиниц, которые соответствуют требованиям закона для открытия казино в Киеве и других городах Украины, не так много. В новых реалиях не исключен процесс перераспределения собственности и смены владельцев отелей для дальнейшего ведения игорного бизнеса.
В середине лета 2020 года стало известно о проведении аукциона и продаже государством гостиницы Днепр в центре Киева за 1,1 млрд гривен. Новый владелец крупного объекта — неизвестная фирма Смартленд. Журналистам удалось узнать, что среди основателей компании числится бывший профессиональный покерист финского происхождения Ванхапелто Петтери. Он же имеет отношение к концерну Olympic Entertainment Group AS, которому принадлежат казино в странах Прибалтики, Словакии, Италии и на Мальте. Эта компания ранее была представлена в сфере гемблинга Украины. В 2018-м она инициировала арбитражное разбирательство в суде Лондона, требуя от властей своей страны компенсации убытков из-за введения в 2009 году запрета на азартные игры, закрытия принадлежащих ей 23 заведений. Приобретение гостиницы может указывать на возвращение концерна в сферу гемблинга.
Скорее всего, на рынок выйдут международные корпорации, давно специализирующиеся на управлении подобным бизнесом. Появление таких участников по объективным причинам возможно только через несколько лет. Компаниям требуется время оценить потенциал нового рынка, разработать инвестиционный проект и возвести гостиничный комплекс с казино.
В онлайн-сегменте могут легализовать свою деятельность операторы, которые уже работают с аудиторией украинских интернет-пользователей и де-факто представлены в этой сфере. Тут многое зависит от того, как регулятору удастся построить взаимодействие с предпринимателями и бороться с нелегальными веб-сайтами. Абсолютно новыми игроками в данной сфере могут стать европейские операторы онлайн-казино. Для начала они также будут пристально оценивать эффективность работы государственного органа.
Больше других легального выхода на украинский рынок ожидают букмекерские конторы, фактически поделившие сферу беттинга и предоставляющие услуги поклонникам спорта в условиях запрета азартных игр. Эксперты прогнозируют, что первые лицензии получат БК Париматч и Фаворит. Они уже контролируют 70% букмекерского рынка, а также 1xbet, Марафон и Фонбет. В лотерейном бизнесе лидерские позиции останутся за прежними игроками — УНЛ и М.С.Л.
Что может помешать развитию игорного рынка
Основным препятствием для вывода игорного бизнеса из тени станет слишком высокий финансовый порог выхода на рынок. Главная критика закона связана с установленной стоимостью лицензирования деятельности гемблинг-компаний. При этом оператор должен заранее располагать такими средствами, потому что плата за первый год работы вносится не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявителем положительного решения.
Заявленная стоимость лицензий в сотни раз превышает размер тех же сборов в других государствах. Для сравнения, за разрешение на работу наземного казино в Великобритании платят от 25 000 фунтов стерлингов, за онлайн-формат — от 2640. В Украине за право заниматься той же деятельностью в пересчете на британскую валюту придется перечислить 800 тыс. в год (для Киева — 1,6 млн) и около 175 тыс. соответственно. В соседней Республике Беларусь размер лицензионного сбора для онлайн-букмекера составляет примерно 5300 долларов, в Украине — в 200 раз больше. Справедливости ради стоит отметить, что ставка налога на доходы от азартных игр в казино в Великобритании может достигать 50%. В Белоруссии от предпринимателей требуют внесения гарантийного депозита в размере до 1 млн долларов.
Огромное значение для принятия решения о выходе на легальный игорный рынок Украины для владельцев бизнеса будет иметь правоприменительная практика.
В большей мере внимание предпринимателей окажется приковано даже не к тому, как станут складываться взаимоотношения между властью и операторами, а к тому, как власти организуют борьбу с подпольной деятельностью. Если строгость законов будет компенсироваться необязательностью их исполнения, как это практиковалось в период полного запрета игорного бизнеса в Украине в 2009–2020 годах, страна рискует вновь оказаться за рамками цивилизованного регулирования гемблинга.