Азартные игры в произведениях русских классиков
Азартные игры, с одной стороны, порицались духовенством, с другой — пользовались популярностью как среди обычного люда, так и дворян. В XIX веке за карточными столами можно было встретить почти всю писательскую элиту того времени: А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова. Они играли в штосс, банк или вист. Иногда за один вечер оставляли за столами огромные суммы.
- «Пиковая дама» А. С. Пушкина
- Произведения Н. В. Гоголя
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Игрок» Ф. М. Достоевский
- Сколько проигрывали и выигрывали персонажи культовых романов?
Неудивительно, что культовые русские произведения пестрят карточными жаргонизмами, и почти всегда герои рано или поздно оказываются втянуты в азартную игру.
«Пиковая дама» А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин, как рассказывали его современники, был заядлым картежником. Правда, не самым удачливым, так что даже после смерти он оставил огромные долги — порядка 120 000 рублей. Это астрономическая сумма для того времени. Тогда за 100 000 рублей можно было купить имение с 80 га земли и 250 крепостными.
Именно карты великий классик называл своей единственной страстью. Неудивительно, что из-под его пера вышла мистическая повесть «Пиковая дама», сюжет которой крутится вокруг азартной игры штосс.
«Пиковая дама» — о чем повесть? Без спойлеров
Писатель знакомит читателей с такими колоритными персонажами, как Германн, старая графиня и бедная, наивная воспитанница Лизавета Ивановна.
Главный герой — молодой инженер, небогатый сын обрусевшего немца. Честолюбивый и скрытный, а в душе еще и алчный, он хоть и любил наблюдать, как играют другие, сам никогда не брал в руки карты. А все потому, что был бережлив и не хотел полагаться на удачу, рискуя своим и без того небольшим состоянием. Но все изменилось, когда Германн услышал о секрете старой графини. Якобы она знала, на какие три карты ставить и всегда выигрывать.
В произведении переплелись мистика и реализм. А обилие карточных жаргонных словечек XIX века погружает читателей в будни и веселые вечера молодых русских дворян.
Повесть полна символизма и даже имеет некий налет фатализма. Ведь на самом деле буквально каждое движение героев (свернули ли они направо или налево) соответствует правилам игры в штосс. Так что предугадать судьбу Германна можно задолго до того, как он взял в руки колоду карт.
Карточные жаргонизмы из «Пиковой дамы»
«Пиковая дама» — настоящий кладезь информации для тех, кто интересуется историей и жаргоном азартных игр. Уже в самом начале повести встречаются фразы и словечки, характерные для XIX века, но вышедшие из употребления в XXI.
Например, некий Сурин после ночной игры в карты говорит:
«…играю мирандолем, никогда не горячусь, ничем меня с толку не собьешь, а все проигрываюсь!».
Мирандоль — это карточный прием, при котором игрок не увеличивает первоначальную ставку. Так что стиль Сурина можно охарактеризовать как спокойный, не азартный и осторожный.
В то время также было принято жаргонное выражение «Загнуть мирандоль/мирандолем». Это означает то же самое — играть, не повышая ставки. Такое словосочетание можно встретить у С. П. Жихарева в «Записках современника. Дневник чиновника» и у М. И. Пыляева в «Старое житье».
Еще одна интересная цитата из начала повести: «…и ни разу не поставил на руте?.. Твердость твоя для меня удивительна».
Это противоположность мирандолю.
Руте (слово не склоняется) — счастливая, по мнению игрока, карта, на которую он ставит раз за разом, чтобы однажды заполучить крупную сумму. Неважно, что она не приносит победы. Картежник будет упорствовать, пока не сорвет куш и не окупит тем самым все проигрыши.
Также руте называли действительно счастливую карту, которая несколько раз подряд приносила победу. На этот счет есть известная цитата И. А. Крылова. Он не зря называл руте матерью богатства.
Далее в романе картежники жалуются на ни разу не сыгравшего главного героя Германна, мол, он: «…отроду не загнул ни одного пароли…»
Пароли (ударение на последний слог) — это удвоение ставки. Слово произошло от французского paroli. А загнуть — потому что игроки сгибали угол карты, показывая, что хотят удвоить поставленное на кон.
Еще одно выражение, которое встречается в повести: «…каким образом бабушка моя не понтирует!»
Понтировать (от немецкого pontiren) — это значит играть против банкомета. Изначально слово применялось в популярном среди русских дворян карточном развлечении. Речь идет о банке. Другие названия и разновидности: банк-столл, штосс, фараон. В игре участвовали понтеры, которые делали ставки. Банкомет выступал в роли метающего карты.
Затем выражение стали употреблять в покере. Но в значении «делать и озвучивать ставку». В роли банкомета же выступал дилер. Сейчас эти термины ушли из обихода.
Рассказывая дальше про свою удачливую графиню бабушку, Томский упоминает: «Она выбрала три карты, поставила их одна за другою: все три выиграли ей соника…».
Соника (от французского sonica) — это наречие, означающее выигрыш или поражение с первой же ставки.
Картежники, не веря, что престарелая графиня узнала реальный секрет, как всегда выигрывать, восклицают: «— Может статься, порошковые карты?»
Что такое порошковые карты? Имеется в виду шулерская колода, которая использовалась мошенниками для игры в штосс и банк. При помощи нее понтеры могли обхитрить банкомета. Вся суть в приеме «втирание очков». Его можно применить, если фоски (от двойки до десятки) без цифровых обозначений, а их номинал определяется по числу значков масти. Например:
- Семерка черви — 7 сердечек.
- Восьмерка бубен — 8 ромбов.
Такие колоды были как раз распространены в 19 веке.
Все махинации проводились с семерками. Пустое место, где могло расположиться восьмое обозначение масти, смазывалось чем-то липким. Затем через специальный трафарет сверху сыпался порошок. Черного цвета для пик и треф, красного — для бубен и червей. Таким образом семерка «превращалась» в восьмерку.
Если же понтеру нужна была именно 7, то он при вскрытии просто шаркал картой по столу, чтобы порошок осыпался.
Произведения Н. В. Гоголя
В XIX веке за карточными столами коротали вечера и ночи и поэты, и писатели, и помещики, и политики. Там можно было встретить Толстого, Лермонтова, Некрасова, Чехова, но только не Гоголя. Он один из немногих, кто не имел пристрастия к азартным играм.
Но, как ни странно, во многих его произведениях именно карточные партии занимали если не ключевую, то важную роль.
Отчасти это связано с близким общением с А. С. Пушкиным, но еще и продиктовано российскими реалиями XIX века.
Роль карточных игр в «Шинели», «Ревизоре» и «Мертвых душах»
В «Шинели» роковым событием для Акакия Акакиевича Башмачкина стало приглашение его и других чиновников к помощнику столоначальника на чай. Главным развлечением вечера, конечно, являлась карточная игра — вист. И хоть главный герой лишь наблюдал и явно не был вдохновлен («…чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно…»), он задержался на встрече и выпил лишнего. Это и повлекло дальнейшее развитие грустной и одновременно сатирической истории.
В пьесе «Ревизор» карты еще более явно повлияли на развитие сюжета. Ведь почему Ивана Хлестакова приняли за проверяющего из Петербурга? Он странно себя аттестовал: более двух недель жил в трактире, платить отказывался и за постояльцами следил, в тарелки к ним заглядывал. Настоящей же причиной задержки были карточные долги:
«Пехотный капитан сильно поддел меня. Штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких-нибудь четверть часа посидел — и все обобрал».
Под «срезанием» подразумевается игра во что-либо. В данном случае — в штосс.
Если бы Хлестаков был менее азартен (или, по крайней мере, более удачлив), он бы благополучно уехал в Саратовскую губернию, а сюжет пьесы бы развалился, так и не начавшись.
В «Мертвых душах» сцены с картами выполняли важную роль. Ведь именно за игрой в вист главный герой — ловкач и авантюрист Чичиков — познакомился с основными действующими лицами: помещиками Ноздревым, Собакевичем, полицмейстером и прокурором.
«…Чичиков отправился на обед и вечер к полицеймейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи».
Еще в одной сцене Ноздрев предлагал своему зятю сыграть в банк, а точнее, «соорудить банчишку».
Как можно судить из произведений Гоголя, мало какая встреча в то время обходилась без карт.
Комедия «Игроки»
В этом произведении сюжет целиком завязан на карточных играх. Необычность пьесы в том, что число шулеров на квадратный метр с каждой прочитанной страницей становится все больше и больше.
Действие комедии разворачивается в комнате городского трактира, куда прибывает барин Ихарев. Он тут же интересуется, играют ли другие постояльцы в карты, и вскоре навлекает на себя подозрения. Очень быстро гости Кругель, Швохнев и Утешительный убеждаются, что он первоклассный шулер и предлагают совместную аферу.
Пьеса наполнена подробным и яркими описаниями игры в банк, историями шулеров, а также их премудростями.
«Теперь накрапливанье и отметины вышли вовсе из употребления; стараются изучить ключ».
Под ключом подразумеваются особенности крапа каждой карты. Какой у тройки рисунок, какой у туза и так далее. По рассказам, профи, чья работа заключалась исключительно в изучении «обложек» карт, получал до 5000 рублей чистыми в год, что на тот момент было внушительной суммой.
Но главное, чем подкупает пьеса, — закрученным и непредсказуемым сюжетом.
к оглавлению ↑«Война и мир» Л. Н. Толстой
В молодости писатель пристрастился к картам, причем предпочитал играть по-крупному. Но удача не всегда была благосклонна. Чтобы рассчитаться с одним из долгов, Л. Н. Толстому пришлось даже продать часть своего родового имения, расположенного в Ясной Поляне.
Некоторым персонажам его романов тоже был не чужд азарт.
Произведение «Война и мир» не нуждается в представлении. Поэтому сразу перейдем к азартным играм.
Одна из важных сюжетных сцен разворачивается на прощальной пирушке буйного офицера Федора Долохова. Он подбивает брата Наташи Ростовой Николая сыграть с ним в банк.
«Ростов поставил пять рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, то есть выиграл десять карт сряду у Ростова».
Он проиграл 43 000 рублей, что считалось баснословной суммой. Для сравнения: отец Николая граф Илья Андреевич выделил ему 2000, которых должно было хватить на несколько месяцев.
В этой сцене красочно и подробно показано, как отчаянно пытался отыграться Ростов, какие мысли были у него в голове, какие эмоции он испытывал. А ведь все начиналось со ставки в 5 рублей, а после — относительно небольшого долга в 800.
к оглавлению ↑«Игрок» Ф. М. Достоевский
Не только карты были страстью русских писателей. Ф. М. Достоевский считался невероятно азартным игроком, но предпочитал рулетку. Писателю поначалу даже казалось, что он раскрыл ее секрет:
«..он ужасно глуп и прост и состоит в том, чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться».
Но при этом он постоянно проигрывал не только свои деньги, но и сбережения подруги Полины Сусловой. Затем — средства и драгоценности жены и даже ее матери. О разрушающей страсти Достоевский рассказал в романе «Игрок». Многое в произведении автобиографично.
Как и писатель, главный герой Алексей Иванович оказывается покорен рулеткой. Более того, азартная игра стала для него важнее всего, даже любимой. В итоге разрушила его жизнь. Впрочем, стоит отметить, что не только Алексей стал жертвой страстей в романе.
«…с самой той минуты, как я дотронулся вчера до игорного стола и стал загребать пачки денег, моя любовь отступила как бы на второй план».
Любопытно, что роман «Игрок» мог не увидеть свет, если бы Достоевский в очередной раз не оставил все сбережения за рулеточным столом и не влез в долги. Желая поправить свое финансовое положение, он согласился в сжатые сроки отправить в издательство новое произведение. «Игрок» был написан за 26 дней.
к оглавлению ↑Сколько проигрывали и выигрывали персонажи культовых романов?
Героям русских романов редко улыбалась удача в карточных играх. Большинство из них если и побеждали, то вскоре уходили в минус. Причем писатели не церемонились, вгоняя персонажей в огромные долги. Но несколько счастливчиков тоже нашлось.
Точно пересчитать полученные и проигранные суммы в современный рубль практически невозможно, хотя историки и экономисты пытались это сделать разными способами (сравнивали стоимость продовольственной корзины в разных веках, цену золота, корреляцию с курсом доллара и так далее).
Для примерных расчетов можно воспользоваться данными о курсе серебряного рубля к доллару.
Эксперты редакции посчитали, сколько тратили персонажи романов. Примерные суммы представлены в таблице.
Произведение и герой | Проигрыш/выигрыш, рубли | Сумма в пересчете на наши дни, рубли (курс актуален в 2021 году) |
---|---|---|
«Война и мир», Николай Ростов | Проиграл Долохову 43 000 | -4 386 478 |
«Пиковая дама», Германн | Проиграл на последней ставке 188 000 | -19 176 572 |
«Игрок», Алексей Иванович | Общий выигрыш перед отъездом — 61 000 | +5 814 544 |
«Игроки», Ихарев | Потерял в ходе махинаций 80 000 | -8 155 080 |
Ответ на вопрос о том, на маленькие или большие суммы играли персонажи культовых русских романов, получается однозначный. Всего за одну партию они могли лишиться или приобрести баснословное состояние.