История азартных игр в Казахстане
История развития индустрии азартных игр в Казахстане во многом напоминает перипетии на российском рынке гемблинга. Игорный бизнес в РК начал стихийно развиваться в начале 1990-х после распада СССР и провозглашения республикой независимости. В течение трех десятилетий после появления в стране первых казино власти придерживались последовательной политики по ужесточению требований к подобным заведениям и повышению налоговой нагрузки для их владельцев. При этом государство долгое время дистанцировалось от реального участия в преодолении проблем, с которыми сталкивались представители бизнес-сообщества и обычные игроки. Возможно, по этой причине некоторые решения казахстанских властей в сфере гемблинга кажутся запоздалыми и не соответствуют общепринятым мировым тенденциям.
- Правовая база для развития игорного бизнеса в 1990-е годы
- Первые казино в Казахстане
- Сфера гемблинга в Казахстане в начале 2000-х
- Разработка законопроекта об игорном бизнесе
- Закон об игорном бизнесе
- Призрачный город Жана-Иле
- Действующие игорные зоны Казахстана
- Расцвет нелегального бизнеса
- Увеличение налоговой нагрузки на казино и букмекеров в 2015-2020 гг.
- Изменения в законодательстве в 2019-2020 гг.
- Тенденции развития рынка азартных игр в Казахстане
Правовая база для развития игорного бизнеса в 1990-е годы
После развала Советского Союза молодое независимое государство под названием Республика Казахстан столкнулось с необходимостью самостоятельно решать социально-экономические проблемы. Отказ от дальнейшего построения развитого социализма автоматически определял будущее направление движения страны. Казахстан оказался на пороге капиталистического общества с частной собственностью и рыночной экономикой. Появились первые предприниматели, которые пытались заработать на стихийно развивающемся рынке. Одним из видов получения дохода стала организация азартных игр.
В наследие от Советского Союза Казахстану досталось лишь две разновидности азартных развлечений: лотереи и скачки на ипподромах. Новые реалии преподнесли населению целую россыпь невиданных ранее форм проведения досуга: слоты, рулетки и карточные игры в казино, ставки в букмекерских конторах и на тотализаторах. Но долгое время столь специфическая разновидность бизнеса регулировалась лишь общими нормативными актами о частном предпринимательстве и лицензировании отдельных видов деятельности.
Первое упоминание о выдаче разрешений для ведения игорного бизнеса появилось в государственном законодательстве в 1995 году. Вопросы лицензирования деятельности по организации и проведению лотерей были урегулированы в новейшей истории в 1999-м.
Отсутствие единого государственного законодательства в области контроля гемблинга заставляло региональных властей вводить хоть какие-то правила на вверенных им землях. Так, мэр Алматы в сентябре 1999 года подписал положение о порядке содержания залов игровых автоматов на территории города, а в начале 2003-го схожим образом узаконил требования к казино.
За первое десятилетие развития игорного бизнеса в независимом Казахстане на государственном уровне так и не был принят специальный закон об этом виде предпринимательской деятельности. В стране не появилось ни регулирующего органа, отвечающего за развитие индустрии, ни единых стандартов, предъявляемых к подобным развлекательным заведениям. Первый полноценный законопроект, связанный с гемблингом, был разработан только в 2006-м. Несмотря на это, рынок азартных развлечений показывал уверенный рост.
к оглавлению ↑Первые казино в Казахстане
16 декабря 1991 года Верховный Совет Казахской ССР принял закон «О независимости и суверенитете государства», а уже через 3 месяца в Алма-Ате (Алматы), которая на тот момент была столицей республики, открылось первое в стране казино. Оно было создано казахстанско-американским предприятием и получило название «Мираж» (The Mirage Casino).
По современным меркам это наземное игорное заведение не представляло бы никакого интереса, но в начале 1990-х произвело на столичных жителей Казахстана эффект разорвавшейся бомбы. Валютное казино появилось в пристройке к алматинской гостинице «Отрар» и работало только в ночное время — с девяти часов вечера до четырех утра. В нем располагались всего три стола с блэкджеком, одна американская рулетка и четыре игровых аппарата. Слот-машины не пользовались особой любовью у клиентов и стояли в помещении больше для создания антуража. Внимание посетителей привлекали карточные столы и рулетка.
Каждый день за несколько часов до открытия казино «Мираж» возле входа собирались очереди, потому что принять всех желающих разом заведение не могло. Внутрь попадали избранные счастливчики, а после заполнения единственного игорного зала людьми двери закрывались. Каждый гость на входе должен был заплатить 10 долларов. Выданный на эти деньги билет (а позднее две фишки по 5 USD) можно было использовать для ставок. Максимальный размер выплаты выигрышей в кассе ограничивался суммой в 400 долларов. Казино «Мираж» проработало в Алматы до введения запрета на азартные игры в 2006 году. Оно было единственным заведением в Казахстане, которое управлялось при поддержке специалистов из США.
Вторым валютным казахстанским казино стал «Олимпос» (Olympos), который открылся в гостинице «Казахстан» в конце 1992 года. Он также был рассчитан на состоятельных клиентов. Среди его владельцев были бизнесмены из Южной Кореи. И только начиная с 1993 года в Казахстане стали появляться рублевые казино (национальная валюта тенге была введена в обращение 15 ноября 1993-го). Это сделало данный вид досуга более доступным для граждан со средним достатком. Сначала такие казино появились в Алматы: «Табыс», «Хан-Тенгри», МБК, «Айна», «Бей-Барс», «Шаган», «Пирамида» и так далее. Вскоре первые игорные заведения открылись и в других городах: Астана, Шекмент, Актобе, Караганда, Уральск, Актау, Жаркент и прочие.
Следующей вехой в истории развития игорного бизнеса стало открытие в Алматы в конце 1993 года казино «Чингисхан». Этот проект удалось реализовать благодаря инвесторам и менеджменту из Турции, где на тот момент азартные развлечения еще были законными. Принятые в игорном заведении порядки буквально перевернули представления людей о данной индустрии. Здесь гостям бесплатно раздавали алкогольные напитки, а в полночь для посетителей накрывали шведский стол. Среди представленных игр впервые появился покер, что привлекло в казино новых клиентов. В течение нескольких лет «Чингисхан» задавал модные тренды, которые подхватывали столичные заведения, а потом и казино в других казахстанских городах.
Постепенно жители Казахстана стали проявлять все больший интерес к игровым автоматам, которые первое время после их появления в стране вызывали у людей недоверие. Посетители полагали, что слот-машины могут быть запрограммированы на проигрыш. В этом была доля правды, ведь оборудование не требовало обязательной сертификации. Но со временем психологический барьер пал, люди в массе своей перестали задумываться об отдаче «одноруких бандитов». Игровые автоматы приобрели бешеную популярность. В середине 1990-х слот-машины стали появляться в гостиницах, барах, магазинах, на вокзалах и в других местах, а затем и в специально оборудованных залах.
Сфера гемблинга в Казахстане в начале 2000-х
В начале 2000-х развитие игорного бизнеса в Казахстане пошло по пути разделения заведений на элитные казино и общедоступные залы со слотами. В первых собирались сливки общества, для которых посещение закрытых гемблинг-клубов было сродни светским раутам. Вторые предназначались для обычных людей с небольшими доходами. Среди их клиентов оказывалось немало случайных людей, которые спонтанно принимали решение испытать удачу. Специально для такой публики игровые аппараты начали устанавливать в барах, магазинах, на вокзалах и так далее.
Дифференциация бизнеса
Только в Алматы к середине 2000-х насчитывались 52 казино, около 300 залов игровых автоматов и более 3000 неспециализированных точек со слот-машинами. Большинство элитных заведений работало только по ночам. Обычно в них располагались 12-15 игровых столов, а ежедневное количество гостей не превышало 50-100 человек. Предприниматели зарабатывали не только на азартных развлечениях: при заведениях открывались рестораны высокой кухни, ночные клубы и так далее. Среди казино, которые славились сервисом, выделялись «Вива!», «Гранд-Виктория», «Капитал» и «Плаза».
Игровые залы принимали посетителей круглосуточно и зачастую приносили своим владельцам больше денег, чем казино. Рентабельность этого вида бизнеса в середине 2000-х достигала 50%. Для сравнения, тот же показатель в России в 2005-м был на уровне 10-15%. Стали появляться сети игровых залов, рассчитанные на средний класс. Это были просторные помещения с хорошим ремонтом, в которые устанавливали современные видеослоты и оборудовали барные зоны, в них работал вежливый персонал, гостям предоставлялся хороший сервис. Подобные клубы появлялись на улицах Алматы, Астаны, Караганды, Атырау и так далее.
Для людей с небольшим достатком были предусмотрены отдельно стоящие игровые автоматы. Их можно было встретить даже на остановках общественного транспорта. В массе своей это были несертифицированные «однорукие бандиты» с низким процентом отдачи (RTP). К 2006 году в страну стали все чаще привозить старые игровые автоматы из России, которые не соответствовали стандартам соседнего государства в условиях проводившегося там ужесточения законодательства в данной сфере. Основная часть бизнеса контролировалась компанией MBK. К этому моменту количество игровых автоматов только в Алматы оценивалось в 5000-10 000 единиц.
Ставки в слот-машинах не превышали 50-100 тенге (в пределах одного доллара). Максимальный джекпот при невероятной удаче игрока достигал всего 100 условных единиц. Но из-за повсеместного распространения автоматов они пользовались популярностью среди казахстанцев. Все слои населения, включая несовершеннолетних граждан, имели доступ к данному виду азартных развлечений. Несмотря на это, эксперты говорили, что рынок еще не насытился, и прогнозировали бурный рост этого направления в течение пяти лет.
Точки роста
В 2000-х наряду с Алматы в Казахстане появился еще один центр с высокой концентрацией игорных заведений. Им стала Астана (сейчас — Нур-Султан), которая в 1997 году обрела официальный статус столицы государства. Концентрация игорных заведений на улицах обоих городов, которые назывались южной и северной столицами, просто зашкаливала. И причина крылась не только в относительно высоком уровне благосостояния населения. Алматы и Астана стали популярными туристическими направлениями для жителей соседних стран, в которых действовали строгие ограничения в отношении азартных игр.
В Казахстан потянулись потоки туристов из Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии, Турции, Израиля, Южной Кореи, Китая. Специально для китайцев предприниматели открывали игорные заведения в Жаркенте недалеко от казахстано-китайской границы, но жители Поднебесной предпочли тратить больше времени на дорогу, а взамен получать широкий выбор азартных развлечений в главных мегаполисах Казахстана с туристическими достопримечательностями и богатой ночной жизнью.
Зарубежных туристов привлекали крупные развлекательные комплексы и клубы закрытого типа. К последним относилось популярное в 2000-2007-м годах казино «Капитолий» в Астане (Capitolium Astana) с собственной гостиницей, ночным клубом, рестораном, кинотеатром, сауной, бассейном и даже футбольным полем и теннисным кортом.
Точками роста игорного бизнеса стали и провинциальные города. Например, в Уральске, расположенном в западной части Казахстана, недалеко от России, в 1994 году действовало всего одно легальное казино. А к 2005-му в городе с населением менее 200 000 человек работали уже 5 заведений: «Ансар», «Каменный», «Пантера», «Урал» и «Эльдорадо». Похожая ситуация наблюдалась и в других частях страны. Это привело к тому, что к моменту, когда власти объявили о переносе азартных игр в особые зоны, в стране насчитывались 141 казино и более 2000 залов игровых автоматов.
к оглавлению ↑Разработка законопроекта об игорном бизнесе
Разговоры о необходимости реформ в сфере гемблинга начались в середине 2000-х. Как ни странно, первыми эту тему стали поднимать представители индустрии. С одной стороны, они чувствовали назревающее недовольство в обществе из-за распространения лудомании, с другой, пытались таким образом добиться конкурентного преимущества для крупного бизнеса. С инициативой на этот счет выступили члены Казахстанской ассоциации индустрии развлечений. Они предложили ужесточить требования к лицензированию. Под разработанные ими стандарты не подпадало до 70% развлекательных заведений, а в случае принятия новых правил на рынке должны были остаться только крупные игроки.
Официальные власти тоже начали склоняться к идее более жесткого регулирования азартной сферы. В стране росло число нелегальных казино и залов игровых автоматов и до сих пор не существовало специального органа, контролирующего данный бизнес. Не было единых стандартов и правил, никак не защищались интересы посетителей. Заведения не имели страховых фондов и зачастую не могли выплатить клиентам крупные выигрыши. Появлялось все больше казино-однодневок, владельцы которых рассчитывали на быстрый заработок или вовсе таким способом отмывали деньги. Сфера привлекла внимание криминальных структур, о цивилизованной конкуренции в ней не было даже и речи.
В 2005 году правительство увеличило предельные ставки акцизов на игорный бизнес. Тогда же мэр Алматы Имангали Тасмагамбетов рассказал о намерении добиваться отзыва лицензий у всех казино.
Но решающее слово осталось за президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. В ноябре 2005 года на расширенном заседании правительства он выступил с резкой критикой сложившейся ситуации, заявив, что общедоступность развлекательных заведений развращает казахстанскую молодежь.
Кабинет министров незамедлительно провел совещание и постановил создать специальную рабочую группу для подготовки законопроекта, регулирующего деятельность в сфере гемблинга. Премьер-министр Даниал Ахметов распорядился вынести соответствующий документ на обсуждение парламента в 2006 году. Руководителем рабочей группы был назначен министр финансов Арман Дунаев. На изучение вопроса «с учетом международного опыта» комиссии был отведен всего один месяц.
Впрочем, генеральная линия закона была заранее определена президентом. Нурсултан Назарбаев предложил сосредоточить игорные заведения в специально отведенных для этого районах. Похожий законопроект в то же время разрабатывался в РФ. Но если российские власти закладывали в документ трехлетний переходный период, то в Казахстане было решено сразу запретить работу всех игорных заведений в населенных пунктах.
Чиновники настаивали на введении экономических рычагов регулирования рынка. Они рассчитывали увеличить поступления в бюджет на фоне сокращения числа казино благодаря повышению сборов и строгому фискальному контролю. К тому моменту совокупная налоговая база зарегистрированных заведений оценивалась в 7 миллиардов тенге в год (54 млрд долларов). Реальный годовой оборот всей индустрии составлял несколько десятков миллиардов. В виде налогов от деятельности казино государство получило в 2005 году чуть больше 2 млрд тенге (около 15,4 миллионов долларов).
Законопроект вызвал немало споров в бизнес-сообществе. Влиятельные представители игорной индустрии попытались сорвать или хотя бы отсрочить принятие новых правил. И отчасти преуспели в этом. Своеобразное общественное обсуждение закона затянулось почти на год. В ситуацию вновь пришлось вмешаться президенту Нурсултану Назарбаеву, который поручил ускорить процедуру рассмотрения документа. Только после этого в начале октября законопроект был представлен министром финансов Натальей Коржовой профильному комитету нижней палаты парламента (Мажилиса) по экономической реформе и региональному развитию. Еще через два месяца он был вынесен на голосование.
Закон Республики Казахстан об игорном бизнесе № 219-III ЗРК был окончательно одобрен парламентом 27 декабря 2006 года. И подписан президентом 12 января 2007-го. Новые правила организации азартных игр начали действовать 1 апреля 2007 года.
к оглавлению ↑Закон об игорном бизнесе
Со вступлением в силу нового закона в Казахстане впервые на государственном уровне было зафиксировано понятие азартной игры. Так теперь официально называли основанное на риске соглашение, предполагающее выигрыш, заключенное участниками между собой либо с организатором бизнеса в сфере гемблинга на исход события, в котором указанные лица принимают участие. Под это определение подпадали развлечения в казино и залах игровых автоматах. К особой категории были отнесены пари в букмекерских конторах и тотализаторах. Их главное терминологическое отличие от классических азартных развлечений заключалось в том, что участники отстранены от процедуры розыгрыша и не влияют на исход событий.
Законной признавалась работа казино и залов игровых автоматов в специально отведенных зонах, а также букмекерских контор и тотализаторов на всей территории страны при наличии у перечисленных заведений лицензии. Официальное разрешение теперь выдавалось на 10 лет, а к владельцам бизнеса предъявлялись дополнительные требования. Используемое игорное оборудование должно было находиться в их собственности. Для гарантии выплаты денег клиентам они должны были создать обязательные резервы в размере 25 000 месячных расчетных показателей (МРП) для казино, 20 000 МРП для букмекерских контор и 5 000 для тотализаторов. В 2007 году он составлял 1092 тенге. Своеобразный гарантийный депозит для казино был установлен на уровне 27,3 миллионов тенге (около 215 000 долларов). Это стало одним из ограничений для выхода на рынок новых игроков.
Основные положения закона
Закон и принятые вместе с ним подзаконные акты устанавливали правовое положение организаторов азартных развлечений и четко обозначали их взаимоотношения с участниками и регулятором:
- Казино и залы автоматов могут размещаться только в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинском районе Акмолинской области. Определение границ игорных зон отдано на откуп местным исполнительным органам власти.
- Букмекерские конторы и тотализаторы вправе работать в населенных пунктах по всей стране.
- Ставками в азартных развлечениях могут выступать только деньги, запрещено играть на какое-либо имущество.
- Каждое заведение обязано получить лицензию. Функции лицензиара возложены на Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
- Игорные заведения должны размещаться в нежилых помещениях за пределами аэропортов и вокзалов, промышленных предприятий, учреждений образования, здравоохранения, культуры и органов государственной власти. На арендодателей распространяется ответственность за предоставление в пользование помещений под нелегальные казино и залы.
- Игорные заведения ежегодно уплачивают лицензионный сбор. Для казино и залов игровых автоматов он составляет 3845 МРП, для букмекерских контор и тотализаторов — 640. По состоянию на 2007 год величина ежегодных сборов с владельцев данных заведений составила 4,2 миллиона тенге (более 33 000 долларов) и 700 000 тенге (5500 долларов) соответственно.
- В каждом казино должно располагаться не менее 20 игровых столов, в зале — от 50 аппаратов.
- К объектам налогообложения отнесены: стол, автоматы, кассы (в том числе, электронные) букмекерских контор и тотализаторов.
- Введен вмененный налог на объекты бизнеса в сфере гемблинга. Утверждены ставки сбора из расчета в месяц: игровой стол — 830 МРП в месяц, аппарат — 30, касса тотализатора — 125, касса букмекерской конторы — 75. При достижении определенного порога дохода взимается дополнительный налог.
- Запрещена работа онлайн-казино, но разрешено принимать ставки на спорт и иные дисциплины в интернете. Букмекерские конторы вправе самостоятельно определять перечень событий, на которые заключаются пари.
- Вводится обязательная сертификация оборудования, а RTP игровых автоматов должен составлять не менее 95%.
- Минимально допустимый возраст клиентов — 21 год.
- Действие закона не распространяется на организацию и проведение лотерей, такие розыгрыши регламентируются отдельным документом.
Главным недостатком нового закона на практике стал отказ государства от создания единого регулирующего органа, который контролировал бы соблюдение правил всеми участниками рынка.
к оглавлению ↑Призрачный город Жана-Иле
Еще на этапе обсуждения законопроекта во властных кругах родилась идея строительства целого города азартных развлечений по примеру Лас-Вегаса. В 2006 году мэр Капшагая Сергей Зеленский поделился с журналистами планами по возведению курорта Жана-Иле по соседству с вверенным ему населенным пунктом. Имя городу было дано по названию реки Или, его вольный перевод — новая страна. О предложении градоначальника Капшагая положительно отозвался премьер-министр страны Даниал Ахметов. Постепенно идея оформилась в мегапроект национального масштаба.
Уже в конце 2007 года чиновники всерьез рассуждали о создании крупного туристического кластера. Они уверенно заявляли, что строительство города начнется в 2008-м. Подрядными работами должна будет заниматься некая южнокорейская компания. Уже определен круг инвесторов.
Под новый город было отведено 11 000 гектаров земли на северном побережье Капшагайского водохранилища в 70 км от Алматы. Выбор географического местоположения объяснялся большим туристическим потенциалом региона из-за близости заповедника Алтын-Эмель с уникальными природными ландшафтами и с видом на панораму Тянь-Шанских гор. Экономическим обоснованием стал тот факт, что территория располагалась на отрезке международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. А в пределах 5 часов лета от нее проживает 2,1 миллиарда человек. Сопоставимая густонаселенность региона (2,2 млрд) в свое время позволила Макао стать крупнейшим игорным центром мира по уровню доходов.
В декабре 2010 года правительство республики утвердило генеральный план строительства нового города. В нем будущий туристический центр открыто сравнивался с Лас-Вегасом и назывался его аналогом. Основными градообразующими объектами должны были стать многочисленные отели вместимостью до 41 000 человек и казино общей площадью 31 500 квадратных метров.
Воображение чиновников живописало идилическую картину: в центре мегаполиса с населением в четверть миллиона человек должен был появиться «Город развлечений» со стадионом, парком аттракционов, музеями, большой зоной для народных гуляний, зоопарком, ипподромом и даже полем для гольфа. Для передвижения по центру Жана-Иле и перемещения в спальные районы планировалось запустить скоростные поезда на магнитной подушке с общей протяженностью линий в 85 километров. В город должна была вести автодорога республиканского значения. В окрестностях предполагалось построить международную воздушную гавань и большой речной порт.
Возвести город планировалось за 10 лет, то есть к 2020 году. Предварительная стоимость крупнейшего игорного объекта в Центральной Азии оценивалась в 30 миллиардов долларов. Для сравнения: эта цифра в 2010-м превышала ВВП Кипра. Валовой внутренний продукт Казахстана в том же году составлял 148 миллиардов долларов.
Трансформация проекта
Постепенно воодушевление чиновников сошло на нет. В публичном пространстве перестали обсуждать создание игорного мегаполиса. Вдохновителя проекта Сергея Зеленского уличили в незаконной передаче в собственность земель, примыкающих к Капшагайскому водохранилищу, и объявили в международный розыск. Грандиозные планы утратили былой масштаб. Но в 2014 году идея была реанимирована в более скромном виде. Появилась информация, что сингапурская компания Tengri Holdings заинтересовалась возведением на той же территории крупного казино с отелем. Власти снова красочно презентовали проект, под который теперь планировалось выделить 2600 гектаров земли.
В следующий раз о проекте вспомнили только в 2019 году, когда правительство вынесло его на общественное обсуждение. Объект, который изначально планировался как крупный игорно-развлекательный комплекс, снова на бумаге превратился в целый населенный пункт — город-курорт Тенгри «Капшагай — новый город». Было принято решение создать рабочую группу по вопросам строительства, в которую войдут вице-министры культуры и спорта, иностранных дел, национальной экономики, финансов, юстиции, внутренних дел, индустрии и инфраструктурного развития.
к оглавлению ↑Действующие игорные зоны Казахстана
Отказу от идеи строительства крупного игорного города-курорта в немалой степени способствовало реальное положение дел с первыми казино, появившимися в Казахстане после принятия закона о гемблинге. Наземные заведения, появившиеся возле Алматы на юге страны и неподалеку от Астаны на севере, не привлекли к себе повышенного интереса со стороны азартных казахстанцев и зарубежных туристов. Перенос казино в две игорные зоны не возымел грандиозного экономического эффекта ни для бюджета государства, ни для предпринимателей. Со временем владельцы и без того немногочисленных заведений стали отказываться от планов по дальнейшему развитию бизнеса.
Игорная зона Капчагай, Алматинская область
Первое легальное казино в Казахстане после введения новых правил открылось ровно через полтора года с момента вступления в силу закона об игорном бизнесе — 1 октября 2008 года. Им стало «Фламинго», и в выборе названия прослеживался некий символизм. Открытие казино под такой же вывеской в середине 1940-х в Лас-Вегасе круто изменило историю мирового игорного бизнеса. Оно стало отправной точкой для появления на карте штата Невада города развлечений международного масштаба.
Владельцам казахстанского Flamingo Casino не удалось переломить ход истории. Долгое время заведение оставалось крупнейшим в стране и пользовалось хорошей репутацией у игроков. В нем разместились 38 столов с американской рулеткой, блэкджеком, пунто-банка (баккара) и покером. Были представлены электронная рулетка Alfa Street и 54 игровых автомата производства Novomatic и Casino Technology. Отель класса люкс с 32 номерами разной категории предлагал размещение по системе «Все включено». В нем работали собственный ресторан и бар. Для входа в казино нужно было заплатить 500 долларов, на эту сумму гость получал фишки для ставок. Похожая система до сих пор используется и в других заведениях Капчагая. Обычно размер платы за вход варьируется от 300 до 500 долларов. В 2016 году «Фламинго» закрылось на ремонт и не возобновило работу.
Казино Капчагая располагаются на 11-километровом отрезке автомагистрали Алматы — Капшагай, который сравнивают с бульваром Стрип в Лас-Вегасе. Аналогии с городом грехов на этом не заканчиваются. После появления Flamingo Casino владельцы бизнеса еще несколько раз прибегали к использованию раскрученных в Лас-Вегасе названий. Некоторое время здесь работало заведение Riviera, а сейчас есть собственное казино Bellagio! Неудивительно, что в народе за игорной зоной закрепилось название Каз-Вегас и Казах-Вегас.
Общее количество казино в Капчагае в период расцвета игорной зоны в начале 2010-х доходило до трех десятков. Из них лишь единицам удалось выжить. Список закрытых казино выглядит внушительно: «Алладин», «Зодиак», «Космос», Carlton, Golden Palace Orion, Marina Club, Monaco, Moulin Rouge, Prince, Princess, Ritz Palace, XO Club и другие. Среди действующих наибольшего внимания достойны Astoria, Bellagio, Bombey, Royal Plaza Hotel & Casino, Tornado 777, «Макао». Для менее притязательных клиентов работают два зала игровых автоматов: «Золотое руно» и «Пирамида». В 2020 году и эти заведения приостанавливали работу из-за пандемии коронавируса.
Наиболее заметным игроком на рынке гемблинга Казахстана стала российская управляющая компания East Casino Management. Сейчас ей принадлежат казино Astoria и Bombey в Капшагае и CashVille в Боровом.
Игорная зона Боровое, Акмолинская область
Игорная зона в Щучинском районе Акмолинской области в 250 километрах от Астаны с самого начала демонстрировала не такой бурный рост, какой наблюдался в южной части. Это было связано с объективной оценкой перспектив развития курорта предпринимателями. Во-первых, под казино здесь была выделена меньшая площадь. Во-вторых, ближайший мегаполис (Астана) расположен в 3,5 раза дальше, чем в случае с Алматы и Капчагаем. Наконец, с момента включения Борового в список игорных зон представители общественности постоянно выступали против появления развлекательных заведений именно на этой территории. Это создавало дополнительные риски для инвесторов.
Поселок Боровое — очень популярный казахстанский курорт на берегу одноименного озера с красивейшей природой и полезными лечебными грязями. Здесь еще во времена Советского Союза действовало несколько санаториев и домов отдыха, активно развивалась индустрия туризма. В окрестностях расположены полтора десятка крупных живописных озер, окруженных сосновыми лесами и скалистыми утесами. Эти места называют жемчужиной Казахстана.
С 2005 года поселок и озеро стали официально называться на казахском языке Бурабай. Но прежняя слава курорта сильна. И через 15 лет после присвоения нового названия жители республики и иностранные туристы именуют здешние места Боровым. На территории поселка постоянно проживает чуть больше 5600 человек, а ближайший город Щучинск с населением около 47 000 расположен в 20 километрах. Населенные пункты связывают автомобильная трасса и железнодорожные пути.
Первое казино в северной игорной зоне Казахстана появилось в 2009 году. Заведение под названием «Империал-М» открылось в четырехэтажном развлекательном центре на въезде в поселок со стороны города Щучинска. В нем были установлены столы для блэкджека и покера, представлены американская рулетка и более полусотни игровых автоматов. Для небольшого курортного поселка это было респектабельное казино, рассчитанное на состоятельных туристов
Расцвет сферы азартных игр в Бурабае пришелся на 2012-2015 годы. К тому моменту на курорте действовали казино Eurasia, Diamond, Lafayette на озере Айнаколь. Под игорные заведения переделывались бывшие дома отдыха и даже здание молодежного центра. Именно это больше всего возмущало общественность, которая ратовала, чтобы инвесторы, а среди них были и предприниматели из России, вкладывали средства в возведение новых строений, а не выкупали и переделывали санатории и гостиницы. Представители бизнеса добивались перевода курорта в Бурабайскую свободную экономическую зону, что давало бы им налоговые преференции.
Казино CashVille
Единственным действующим в настоящее время на территории курорта казино является игорное заведение CashVille, которое претендует на негласное звание самого роскошного в Центральной Азии. Оно открылось в конце 2012 года в пятизвездочном отеле Rixos Borovoe на живописном берегу озера в девяти километрах от центра Щучинска.
Отель и казино поражают богатыми интерьерами. Для гостей предусмотрен сервис высочайшего уровня. Впрочем, в зависимости от категории выбранного номера цены на проживание держатся в пределах средних показателей. Стоимость бронирования комнаты здесь начинается от 160 долларов за ночь, а иногда действуют дополнительные скидки.
В казино предусмотрены несколько просторных зон для обычных клиентов и три VIP-зала для хайроллеров. Уровень ставок в азартных играх отвечает запросам разных игроков.
Представленные игры | Минимальная и максимальная ставки, доллары | Лимит выплат, доллары |
---|---|---|
Американская рулетка | 0,5; 2000 | - |
Блэкджек | 25; 2000 | - |
Баккара | 50; 6000 | - |
Покер (Oasis, Oasis 1-2-5, Русский, Texas Hold’em) | 25; без ограничений | 300 000 |
Для входа в казино с понедельника по четверг и в воскресенье понадобится заплатить 300 долларов, в пятницу и субботу — 500. Эти деньги обменяют на фишки для ставок. Для активных посетителей предусмотрен кешбэк в размере 10%, если сумма проигрыша превысила 2000 долларов.
Для менее взыскательных клиентов специально оборудован зал игровых автоматов Slot Hall Malina. Здесь минимальная сумма размена составляет 50 долларов вне зависимости от дня недели. В помещении установлены аппараты производства EGT и Novomatic, объединенные в многоуровневую систему джекпотов с розыгрышем до полутора миллионов тенге (более 3500. долларов). Здесь же размещена электронная Alfastreet и терминалы Alaska, подключенные к живой рулетке. Расположено несколько столов для игры в покер и блэкджек с минимальными ставками в размере 10 долларов.
В казино круглосуточно работают ресторан a la carte и бар. В выходные и праздничные дни с восьми часов вечера до четырех утра для гостей предусмотрен фуршет в формате шведского стола. А на территории отеля Rixos Borovoe открыты еще два ресторана: турецкий Lalezar Restaurant и итальянский L’Olivo Ristorante.
Джанкет-туры
Крупные казахстанские казино разрабатываются для своих клиентов, а на государственном уровне функционирование игорных зон в стране до сих пор воспринимается как конкурентное преимущество для привлечения зарубежных туристов. С этой целью в Казахстан прибывают гости из других центральноазиатских республик и стран СНГ, Китая и Индии. Для граждан двух последних с января 2020 года введен особый режим, предусматривающий 72-часовое безвизовое пребывание на территории Казахстана.
Минимальная стоимость джанкет-тура в Капчагай или Боровое составляет 5000 долларов. За эти деньги можно рассчитывать на двухдневное размещение в номере категории Standart с питанием, оплату авиаперелета и трансфера. От клиента в этом случае требуется проводить за игрой не менее 4-5 часов в сутки с минимальными ставками 25-50 долларов за карточными столами и 100-200 долларов на рулетке.
Верхняя граница стоимости джанкет-туров фактически отсутствует. В казино Royal Plaza предусмотрен премиум-пакет стоимостью от 25 000 долларов, в Bellagio — от 50 000, в CashVille — свыше 100 000. VIP-предложение включает в себя оплату перелета бизнес-классом, размещение в лучших номерах пятизвездочных отелей и дополнительные услуги для максимально комфортного отдыха. Но и нижний порог ставок в покере и блэкджеке достигает 500 долларов за кон, на рулетке — 1000.
к оглавлению ↑Расцвет нелегального бизнеса
На стадии обсуждения закона об игорном бизнесе многие эксперты высказывали опасения, что новые правила будут способствовать увеличению ключевых гемблинг-компаний, а мелкие участники рынка уйдут в подполье. Полицейские рейды по нелегальным казино начались в Алматы в первый же день вступления закона в силу 1 апреля 2007 года. Но тогда это были проверки, направленные на выявление функционирующих старых заведений. Совсем скоро правоохранительным органам уже пришлось закрывать новые подпольные залы с автоматами и карточными столами в Астане, Алмате, Актобе, Караганде, Павлодаре, Уральске, Шымкенте и других казахстанских городах.
Подпольные казино
С апреля по декабрь 2007-го было ликвидировано более 20 нелегальных казино во всех регионах страны. В следующие два года счет шел на десятки подпольных клубов по всей стране, а с 2010-го — уже на сотни. К 2020-му отчеты силовых структур о проведении операций стали появляться в СМИ с завидным постоянством, чуть ли не каждую неделю. Все чаще встречались сообщения о выявлении целых сетей подпольных казино, принадлежащих одному владельцу.
С ростом числа облав менялись и нелегальные заведения. У подпольных клубов появлялись собственные службы безопасности, а попасть в них игроки могли только по рекомендации знакомых. Для ухода от уголовной ответственности владельцы казино несколько раз в день снимали кассу, чтобы при обыске сумма конфискованных средств не превышала 500 месячных расчетных показателей. Это автоматически переводило дело в плоскость административного правонарушения. Данную лазейку казахстанские законодатели убрали только в 2011 году. Каждое ужесточение ситуации со стороны властей приводило к созданию владельцами подпольных казино еще более изощренных схем работы.
Но теневая сфера развивалась не только за счет появления новых залов игровых автоматов на непредназначенных для этого территориях. Свою лепту в этот вопрос внесли действовавшие в рамках закона букмекеры и операторы лотерей.
Букмекерские конторы и тотализаторы
Введение закона об игорном бизнесе в 2007 году продемонстрировало лояльное отношение к букмекерским конторам и тотализаторам. Пункты приема ставок могли открываться по всей стране, а компании получили право предлагать свои услуги в интернете. Онлайн-сегмент пари на спорт показал взрывной рост в середине 2010-х с распространением смартфонов и снижением расценок на мобильный интернет.
Оставшись в городах после закрытия казино, букмекерские конторы получили приток клиентов, которые хотели заключать сделки на деньги, но не имели средств для поездок в игорные зоны. Расцвет беттингового дела в Казахстане пришелся на 2012-2015 годы. Если за 5 лет с 2007-го по 2011-й налоговые отчисления от деятельности букмекеров в государственную казну составили 935 миллионов тенге (6,2 млн долларов), то только в 2012-м их величина достигла 800 миллионов (4-5,3 млн условных единиц). А в 2013 году она оказалась почти вдвое больше. В этот период начали активно развиваться сети крупных букмекеров Parimatch, Fair Play, Бетсити (BetCity), Олимп и другие.
Компании, принимающие ставки на спорт, стали внедрять новые технологии. В офисах БК появились электронные терминалы, фактически реанимировавшие запрещенные в городах игровые автоматы. В то же время под видом легальных тотализаторов в Казахстане получили распространение так называемые бинго-клубы. В них были установлены компьютеры с выходом в интернет, на которых можно было запускать электронные рулетки, блэкджек, покер и другие азартные игры. Программное обеспечение поставляли гемблинг-компании из России, Болгарии и Испании. Серверное оборудование также физически располагалось за границами Казахстана.
Это привело к тому, что значительно выросли расходы населения на ставки в наземных пунктах букмекерских контор и тотализаторов. Стало фиксироваться больше подтвержденных случаев зависимости, вырос процент правонарушений, совершенных лудоманами. В 2015 году законодатели ужесточили требования к букмекерам.
В законе появились положения, требующие от владельцев БК перенести серверы интерактивных площадок на территорию Казахстана и закрыть офисы в нежилых помещениях домов. Представители оператора Париматч тогда заявили, что их сеть при соблюдении новых правил уменьшится на треть — с 2500 пунктов по всей стране до 1750 точек. В том же году были увеличены ставки налога с каждой кассы букмекерской конторы и тотализатора. Легальные БК неоднократно отмечали, что они вынуждены расплачиваться за деятельность подпольных дельцов, которые действуют без лицензий.
Лотерейный бизнес
К середине 2010-х схожая ситуация сложилась в другой части рынка. Расплодившиеся электронные лотереи, для распространения которых по всей стране устанавливались видеолотерейные терминалы, фактически стали заменой игровым автоматам. Их многочисленным операторам было еще проще прикрываться действующими лицензиями, нежели букмекерам. Потому что лотереи в Казахстане в официальных документах никогда не признавались азартными играми.
С 1992 по 1998 годы организация розыгрышей регулировалась постановлениями Кабинета министров. В 1999-м Министерством финансов были утверждены правила лицензирования лотерей. В 2007 году вышло очередное постановление правительства, описывающее квалификационные требования к деятельности по организации и проведению розыгрышей. В этом документе, который претерпел изменения в 2011-м, давались понятия тиражной и мгновенной лотерей.
В 2012 году на рассмотрение депутатов нижней палаты парламента выносился законопроект о розыгрышах, но он так и остался на уровне концепции.
К вопросу вернулись только в 2016-м. Именно тогда в Казахстане впервые был принят закон о лотереях и сопутствующей деятельности.
К моменту принятия закона в стране насчитывалось по меньшей мере 76 компаний с действующими лицензиями. Все разрешения были отозваны 1 ноября 2016 года, а в феврале 2017-го определен единый оператор лотерей. Им стала компания Сәтті Жұлдыз (в переводе на русский — «Счастливая Звезда»). Фактически правительство передало в руки акционерного общества монополию на организацию лотерей. Та же компания получила право на установку терминалов. Для этого был заключен контракт с фирмой LogyCom. Позднее Сәтті Жұлдыз принялась развивать сеть наземных лотоклубов, а затем и терминалов электронных розыгрышей Lotomatic. К 2020 году в стране насчитывалось более 170 лотоклубов и свыше 3500 лотоматиков в магазинах и торговых центрах.
Но если до появления единого оператора распространение видеолотерейных терминалов на улицах городов вызвало вопросы у представителей власти, то теперь все делали вид, что на рынке наведен порядок. Для установки в общественных местах устройств с доступом к видеослотам использовалась та же хитрость, которая в свое время получила широкое распространение в лотомаркетах на Украине. Разработчик утверждал, что для розыгрышей денежных призов в терминалах активируется режим визуализации. Любой поклонник слот-машин только по названию мог сказать, какой именно автомат использовался для симуляции игрового процесса в представленных мгновенных электронных лотереях: Champagne, Lady Charm, Monkey, «Колумбус», «Жемчужина дельфина», «Фрукты», «Гараж» и другие.
Онлайн-казино
Часть казахстанских пользователе после перевода казино в игорные зоны переориентировалась на поездки в соседнюю Киргизию, где залы автоматов продолжали работать по всей стране. Но с 1 января 2012 году и в этом государстве был введен мораторий на азартные развлечения. К тому моменту развитие интернет-технологий достигло такого уровня, что у поклонников гемблинга появилась возможность комфортно играть в онлайн-казино не выходя из дома. Уже в начале 2010-х объем этого нелегального рынка в Казахстане оценивался в 100 миллионов долларов в год.
Действующий закон запрещал размещение на территории страны аппаратно-программных комплексов для организации онлайн-игр на деньги. Но он никак не регулировал деятельность зарубежных операторов. Нелегальные российские и украинские онлайн-казино стали рассматривать жителей Казахстана в качестве своей потенциальной аудитории. В середине 2010-х начали появляться первые сайты с переключением интерфейса на казахский язык. К 2020 году их число превысило два десятка: AzartPlay (APlay), Columbus, 1xbet, Sol, Frank, Azino777 и многие другие. Еще больше русскоязычных онлайн-казино предлагали использовать в качестве валюты счета казахстанский тенге. Среди них Playdom, Casino X, JoyCasino, Pokerdom, Drift, Rox и т.д.
Борьба с нелегальными азартными играми в интернете
Впервые на правительственном уровне о необходимости блокировок онлайн-казино и сайтов нелегальных букмекеров в Казахстане заговорили в 2012 году. Тогда Генеральная прокуратура и Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью начали прорабатывать механизм пресечения правонарушений в сфере игорного бизнеса в интернете. Чиновники не смогли найти эффективное решение нарастающей проблемы.
По закону анализом содержания интернет-ресурсов на предмет наличия признаков интернет-казино занималось Министерство культуры и спорта Республики Казахстан (бывшее Министерство туризма и спорта). Но блокировка выявленных незаконных ресурсов возможна только по решению суда. Постановление о возбуждении уголовного дела принимала прокуратура, а инициировать проверку в отношении сайтов были вправе даже граждане. Но подобные жалобы на запрещенный контент принимались на портале еще одного ведомства — Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан.
Сложилась ситуация, при которой к выявлению онлайн-казино привлечены представители разных государственных органов, но ни у одного из них нет обязанности вести эту работу систематически.
Отсутствие единого регулятора до сих пор не позволяет проводить масштабный мониторинг интернет-ресурсов, а необходимость получения судебного решения по каждому делу затягивает процесс блокировки запрещенных сайтов с момента их обнаружения минимум на 2 месяца.
к оглавлению ↑Увеличение налоговой нагрузки на казино и букмекеров в 2015-2020 гг.
В начале 2010-х бизнесмены ощутили значительную разницу между прежними законами и новыми правилами. Если в 2000-х открыть в столице хорошее казино по всем правилам можно было за 250 000 долларов, то для строительства развлекательного комплекса в Капчагае или Боровом требовалось в 100 раз больше инвестиций. Городские казино окупались за 2-3 года, а при новых условиях этот срок увеличивался до 5-10.
Владельцы легального бизнеса больше не могли планировать рентабельность на несколько лет вперед, поскольку власти постоянно поднимали налог на игорные объекты, и это вызывало недовольство у предпринимателей. На этом фоне все больше бизнесменов уходило в теневую сферу. Впрочем, чиновники отчитывались об успешно проведенной реформе. Отчисления в бюджет от игорного бизнеса выросли с 4,8 миллионов долларов в 2007 году до 33,5 млн в 2012-м, а к 2018-му достигли почти 50 млн.
Увеличения доходов государства от азартных игр в 10 раз за 10 лет удалось добиться за счет повышения вмененного налога на кассы букмекерских контор и тотализаторов в 2015 году. Тогда же подняли размер страхового депозита, а в закон внесли поправку об увеличении игорных заведений. Отныне в казино должны были размещаться минимум 30 столов, а в салоне — не менее 60 слот-машин. В 2020 году налоги на это оборудование выросли вдвое.
Объект налогообложения | 2007 год, МРП / месяц | 2020 год, МРП / месяц |
---|---|---|
Игровой стол | 830 | 1660 |
Игровой автомат | 30 | 60 |
Касса букмекерской конторы | 75 | 300 |
Электронная касса БК | 75 | 3000 |
Касса тотализатора | 125 | 300 |
Электронная касса тотализатора | 125 | 4000 |
Изменились цифры и в абсолютном исчислении, потому что величина МРП в 2007 году составляла 1092 тенге, а с 1 апреля 2020-го — 2778.
к оглавлению ↑Изменения в законодательстве в 2019-2020 гг.
Помимо увеличения налога, в 2020-м были приняты и другие важные изменения в казахстанском законодательстве о гемблинге. Работа над поправками велась несколько лет, но в последний момент ключевые положения были отклонены. Так, предполагалось увеличить количество игорных зон до пяти. Новые участки под казино должны были появиться в Акмолинской, Алматинской и Мангистауской областях.
Включение в список особых территорий Мангистауской области объяснялось удаленностью существующих игорных зон от западного региона страны. Курорт Кендерли на берегу Каспийского моря всегда был популярным туристическим направлением. Он мог бы привлекать азартных игроков из расположенного неподалеку Туркменистана. Развитие морского сообщения позволяло также рассчитывать на гостей из Азербайджана и Грузии.
Еще на стадии рассмотрения законопроекта 31 мая 2019 в Мангистауской области состоялась символическая церемония закладки первого камня в основание будущего развлекательного центра. В мероприятии принял участие премьер-министр Казахстана Аскар Мамин. К тому моменту был определен и застройщик территории, им стала турецкая компания Sembol Construction.
Однако при обсуждении законопроекта в нижней палате парламента идея расширения перечня игорных зон не нашла поддержки у депутатов. Резкой критике ее подверг председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин и представлявшая документ министр культуры и спорта Актота Раимкулова. Чиновники сослались на увеличение случаев лудомании среди молодежи и сошлись во мнении, что в угоду экономическим интересам страны нельзя жертвовать морально-психологическим здоровьем нации. Из финальной версии законопроекта были исключены положения о создании трех новых игорных зон.
Ужесточение правил для букмекеров и закрепление принципов ответственной игры
2 июля 2020 года президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев поставил подпись под документом с поправками в закон об игорном бизнесе и подзаконные акты. Новые правила прежде всего затронут деятельность букмекерских контор и тотализаторов. С января 2021 года наземные пункты таких компаний смогут располагаться только на территории игорных зон. Проведение платежей между организаторами азартных развлечений и их клиентами будет осуществляться через единый Центр учета ставок (ЦУС). При этом пользователи смогут заключать пари только на исходы спортивных соревнований. Ставки на политические, культурные и иные события, а также на виртуальный спорт окажутся вне закона.
Чиновники попытались прописать в документе запрет на электронные игры, основанные на действии генератора случайных чисел, которые выдаются за визуализированные мгновенные лотереи.
Формулировка получилась размытой, для пресечения работы видеолотерейных терминалов на практике всякий раз придется проводить сложные технические экспертизы.
Важным нововведением стало зафиксированное в законе право граждан на исключение из числа игроков. Авторы документа подробно описали процедуру подачи заявки и ведения реестра физических лиц, для которых ограничивается доступ в казино и букмекерские конторы. Норма распространяется на людей, которые по собственному желанию просят запретить им играть сроком от полугода до года. А также на клиентов развлекательных заведений, которые по решению суда признаны ограниченно дееспособными. В случае с последними заявление на исключение их из числа игроков могут подавать близкие родственники. Государство закрепило в законодательстве признанные во всем мире принципы ответственного беттинга.
к оглавлению ↑Тенденции развития рынка азартных игр в Казахстане
За 30 лет существования суверенной Республики Казахстан правила ведения игорного бизнеса в стране претерпели немало изменений. Отсутствие у государства четкой позиции и непоследовательная политика в отношении ключевых вопросов развития предпринимательства в этой сфере отрицательным образом сказываются на работе казино и букмекерских контор. Владельцы таких заведений негативно воспринимают постоянное изменение правил на рынке и повышение налоговой нагрузки. Это тормозит поступление инвестиций и появление новых гемблинг-компаний. Особое недовольство у участников рынка вызывают отсутствие единого регулятора и запрет на работу онлайн-казино.